Понятие "общество", "общественное", "социальное", "социум"

СоциумТакое толкование, с одной стороны, имеет смысл, сущность которого заключается в том, что эти два понятия отражают существование одного и того же объекта - системы отношений между людьми в прошлом, настоящем и будущем перспективе. Однако, с другой стороны, можно заметить довольно интересные моменты. В частности, если сосредоточить внимание на деятельной, активной, целенаправленной стороне жизни человека и сообщества, то можно заметить, что понятие общества и социума, общественного и социального имеют отличное друг от друга смысловую нагрузку. Более того, такое разночтение смысловой веса этих понятий позволит, как мы убедимся в дальнейшем изложении учебного материала, раскрыть глубинный смысл, заложенный в таких понятиях, как социальное обеспечение, социальная ответственность и обязанность, социальная инициатива, социальное достояние, социальная незащищенность, социальная свобода и т.д. Несомненная практическая значимость процессов, которые отражают эти понятия, требует нового, современного статуса понятий "общество", "общественное", "социальное", "социум", потому что они являются базовыми, основополагающими в осмыслении общественно-социальных процессов.

В современной литературе существует несколько определений общества. Общим для них является то, что они с разных сторон пытаются очертить ту целостность, которая лучше всего проявляется через такие признаки.

Во-первых, общество - это люди. А человек - это душевно определена естественно-социальное существо. Именно такой результат понимания человека предстает перед нами еще в первом разделе учебника. И этот вывод мы сделали, очертив человека как особое существо, что есть в мире такой благодаря целому ряду уже известных нам свойств.

Во-вторых, общество - это разные люди. А это означает, что каждый человек в обществе возникает как индивид, который имеет ряд присущих ему особенностей, интересов и потребностей. И строгая индивидуальность человека возможна только как противоположность общественно необходимым потребностям и интересам.

В-третьих, общество - это явление самодостаточности человека. Ведь человек-индивид предстает как противоположность другим людям благодаря: а) участия в постоянном, непрерывном воспроизведении человеческого рода; б) создании условий, вне которыми человек жить не может; в) выработке идей и идеалов, за которыми человек живет ли стремится жить.

По-четвертых, общество - это общность людей. Это указывает на то, что общество является возможным и действительным только как сосуществование различных (ибо одинаковых не бывает) людей. Сосуществование не просто как сожительство, а как такое, что обозначено наличием взаимосвязей, взаимодействий, взаимовлияние, которые или сплачивают, или разграничивают людей. Сосуществование подчеркивает, что общество как сообщество людей функционирует на основе консенсуса, который рождается благодаря способности и умению людей найти общий язык и договориться между собой.

И, по-пятое, общество - это отношения между людьми. Ведь источниками очерченного нами выше консенсуса есть отношения между людьми. А общепринятым является мнение о том, что под отношениями между людьми следует как раз понимать систему отношений, которая возникает в процессе жизнедеятельности людей и их сообществ.

Считая, что приведенные признаки наиболее полно (в измерении настоящего) отражают сущность и содержание общества, можно сделать вывод в виде такого определения.

Общество - это естественно-социальная самодостаточная общность людей.

Такое определение общества следует считать наиболее эффективным не только потому, что оно сконцентрировало в себе видение основных перечисленных выше признаков общества. Несомненно, таких признаков общества гораздо больше. Следовательно, система признаков является открытой, ее всегда можно и нужно дополнять. Но это может привести и к бесплодного мудрствования, тогда как перед нами стоит совершенно другая задача. А именно, показать, что мы способны четко ориентироваться в системе реальных общественных отношений. И в этом нам помогать дается определение общества.

Действительно, если внимательно отнестись к указанного определения, то станет очевидным следующее. На фоне понятие "общество" четко очерчивается то, что мировоззренческая культура очертила целым рядом производных понятий. Например, "общество", "американское общество", "азиатское общество", "африканское общество" и др. И эти понятия характеризуют явление общества за континентальной признаку. Или "украинское общество", "русское общество", "французское общество" и др. И тогда мы будем иметь характеристику общества за етносоціальною признаку. Или "феодальное общество", "буржуазное общество", "социалистическое общество" . Теперь имеем политическое измерение общества. Можно, ссылаясь на многомерность понятия общества, говорить о "прогрессивное общество", "открытое или закрытое общество", "демократическое общество", "традиционное общество", "инертное общество", "активное общество" и др.

* Однако для конкретного человека самым главным является осознание того, что общество - это его (человека) естественно-духовное бытие, существование в предметно-социальной среде. Именно такое измерение общества наиболее ярко демонстрируют понятие "общественное", "социальное", "социум".

Общественное - это реальность отношений, которые созданы людьми в обществе.

Эта реальность возникает естественно, объективно, независимо от воли и сознания отдельного индивида. Люди с необходимостью вступают в ряд экономических, политических, культурных, религиозных и других отношений, потому что естественно стремятся удовлетворить свои основные инстинкты, естественно посеянный интерес и естественно очерченные потребности. Обычно, например, под общественно-экономическим процессом понимается вся и ряд отношений между людьми, которая возникает в связи с тем, что люди, естественно, хотят есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д.

Наряду с естественным в общественном процессе существует неразрывно связано с ним социальное.

Социальное - это реальность отношений, которые созданы личностями в обществе.

Реальность социального возникает благодаря социализации человека. То есть естественный процесс развития человека вступает в системе общественных отношений своего высшего уровня - социального. Человек в натуральный процесс отношений начинает вносить коррективы личного плана. Социальное - то искусственное, чем человек пытается выделиться в среде себе подобных. Социальным, например, является не только стремление власти человеком, но и одновременно том, какой и чьей власти стремится она или сообщество, к которой человек принадлежит. А в приведенном выше примере относительно общественно-экономического социально-экономическое - это не только то, что человек хочет есть, пить, одеваться и т.д., но и прежде всего, что есть-пить, как и для кого одеваться, иметь жилище и т. д.

Таким образом, понятие "общественное" и "социальное" показывают, что общество обязательно трансформируется в своем развитии в определенную форму своего социального существования, что и обозначается понятием "социум".

Итак, социум - это социализированный общество.

Сущность социализации того или иного общества показывает, насколько то, что создали люди как личности, соответствует их действительной природе, изначально сориентированной на гуманизм, гармонию человека и природы, прогресс человека и человечества.

И при таком объяснении становится вполне очевидным, что социальное обеспечение, например, - это не обязанность государства. Это обязан делать, воплощать в жизнь тот или иной социум, используя государство. А если этот социум не способен на такое, то его нужно изменять или даже ликвидировать. Но при этом следует помнить, что ликвидируются не люди, а отношения, созданные людьми как личностями. Создание людьми новых социальных отношений, нового социума (если это осуществляется в прогрессивном измерении) позволяет им вести общество к расцвету, используя на этом пути как государство, так и другие властные и, например, духовные рычаги.

Характеристика общества была бы неполной, если бы мы не обратили внимание на такое его свойство, как самоорганизация.

Сначала взгляды на общество как самоорганизованная систему саморазвивающаяся, основывались на идее, согласно которой основой исторического развития является саморазвитие Мирового Духа, который реализуется через развитие духа эпохи, что, в свою очередь, предполагает активную деятельность человека. Человеческая активность, мотивированная разобщенными эгоистическими потребностями, интересами, даже страстями индивидов, составляет единственный адекватный способ, через который Мировой Дух реализует свою внутреннюю цель. Сам Мировой Дух не может ни работать, ни воевать, и поэтому позволяет вместо себя действовать человеку. Мировой Дух имеет своеобразную "хитрость": он творит историю через деятельность конкретных людей.

Далее развитие взглядов на общество как самоорганизованная систему саморазвивающаяся, основывался на мнении, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, независимые от их воли отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенному уровню развития производительных сил, стоящих как единство предметов труда, орудий труда и рабочей силы (способности человека к труду). Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальных благ, который является органическим единством производительных сил и производственных отношений, обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще.

В конце XIX - начале XX вв. самым популярным учением о самоорганізованість общества была концепция "идеальных типов", согласно которому исторический процесс настолько разноцветным плетением событий, фактов, процессов, что никак не укладывается в любую систему вообще. Будь-яка систематизация истории, утверждает эта концепция, имеет условный характер. В истории доминирует единичный факт, уникальное событие, схема же обобщает, идеализирует, подает в виде закономерности, которой в реальной истории не существует. Схема является простым служебным понятием - "идеальным типом" - своеобразным