Природа как объект знания и познания

Природа для человекаКак известно из предыдущего раздела, процесс познания является процессом взаимодействия человека, социальных групп, коллективов, общества, человечества в целом (то есть субъекта познания) с той частью природы, которая уже охвачена человеческой деятельностью и познанием, то есть с объектом познания. Ведь знания - это связь между природой, человеческим духом и практической деятельностью человека. Именно в этом смысле природа является совокупным объектом человеческого познания. Исходя из того, что природа предопределяет существование человека и общества, оказывается внутренняя объективная закономерность природных вещей и явлений социальной действительности. Мы часто-густо употребляем в повседневной жизни такие понятия, как природа государства, природа познания, природа света, природа эстетического и много других. И природа в этом смысле является предметом познания человеком и подражания ней. Человек может влиять на природу, изменяя ее в соответствии со своими потребностями и интересами, только познавая ее явления, связи, процессы и закономерности. И чем лучше человек знает законы природы, тем эффективнее становится ее преобразующая деятельность. Еще в древности начали накапливаться знания о природе. Непосредственно связана с природой мифологическое и религиозное сознание как духовно-практического освоения мира, то есть мифологические представления, вненаучные знания (например магия), религиозные догматы и т.д. Во время практической, прежде всего трудовой деятельности (вспомним охота, рыболовство, собирательство, земледелие и др.), начали постепенно формироваться и отрывочные, фрагментарные знания о природе. Из практических потребностей человечества возникли, например, геометрия, астрономия и другие знания.

Как результат повседневных наблюдений, опыта, который приобретался во время этих наблюдений, знания бережно хранились, накапливались и передавались от поколения к поколению. Позже, с возникновением религии, приобретенные знания хранились жрецами, которые использовали их как для организации различных работ (земледельческих, строительных, ирригационных и др.), то есть с общественной целью, так и для поддержания своего авторитета и мощи, следовательно, с личной целью.

Но только философия начала систематизировать знания, применять их для формирования целостной картины мира. Ведь философия как духовно-теоретическое освоение мира связана с осмыслением природы, взаимосвязи природы и человека. Философия собственно возникает как натурфилософия (философия природы), ведь все мыслители античности были одновременно и природодослідниками. Сама философия на протяжении почти двух тысячелетий развивалась как единый комплекс знаний о природе. За это время мыслители выдвинули много гениальных догадок, хотя было в ее истории и немало фантастических предположений.

И лишь с XVII в. науки о природе начинают выделяться из натурфилософии, образуют самостоятельные направления естествознания, т.е. формируется современная многоотраслевая наука, систематизируются накопленные знания, ибо только знания, сведены в систему, И. Кантом, является наукой.

Назовем некоторые важнейшие научные открытия, ставшие эпохальными в развитии мировой науки: теория М. Коперника; переворот в химии, сделанный кислородной теории А. Лавуазье; коренное изменение взглядов в биологии во второй половине XIX в. в связи с появлением учения Ч. Дарвина; революция в естествознании на рубеже XIX и XX вв., которая началась с изучения физикой атома, и много других. Сегодня наука проникает как "в ширину" - в мегамире, так и "вглубь" - в микромир, продолжая изучать тайны нашего макромира.

Однако человек не только изучала природу, но и подражала ей. Еще античный мыслитель Демокрит высказал мнение, что культура является своеобразным продолжением природы, что даже труд является подражанием деятельности животных, птиц и др. Мы являемся учениками паука в ткацком и портняжном искусстве, учениками ласточки в построении жилья и учениками певчих птиц, лебедя и соловья. V пении, Демокрит считал.

Несмотря на преувеличения роли заимствований у природы в процессе деятельности, можно утверждать, что у птиц человек переняла тайну полета, в животных, наблюдая за их привычками, училась осторожности, маскировки, умение строить свое жилье, устраивать засады и т.д. Человек с древних времен начала понимать, что именно природе* является крупнейшим мастером, поэтому, изучая ее, она сделала много открытий и изобретений, которые воспроизводили мастерство природы.

В наше время создана даже специальная отрасль производства - биотехнология, в которой производственные процессы воспроизводят явления, характерные для живых организмов. Возникла новая перспективная наука - бионика, целью которой является решение технических задач путем исследования и моделирование особенностей и свойств живой природы (например, локатора летучих мышей, гидролокатора и особенностей строения тела дельфинов и т.п. ). Специфической отраслью бионики является нейробіоні-ка, основы которой стали предпосылкой разработок искусственного интеллекта.

В течение многих веков человек стремился сконструировать существо, подобную до нее самой, то есть работа. И сегодня мы уже имеем роботов, которые приближаются (а может, и превосходят?) по своим возможностям к человеку не только в сфере формализованного мышления (счет, игра в шахматы, самопро-грамування, языковые переводы), но и в сфере творчества, в литературе и искусстве, а также в сфере эмоциональной жизни человека. Но все эти успехи пока является довольно скромными по сравнению с изобретательностью природы.

Не стоит забывать и того, что природа является источником целебных средств. Люди издавна знали толк в травах, умели лечить ими различные болезни, передавали эти знания от поколения к поколению. Ведь лекарственные растения действительно имеют огромную силу, дозированное применение их целебным для организма (в отличие от химических, фармакологических средств). Многие из этих знаний были потеряны, особенно это характерно для европейской медицины. В последнее время природные лечебные средства приобретают широкое распространение в профилактической и лечебной медицине.

Важное значение имеет природа и для психического здоровья человека: давно уже известно, что где бы человек ни жил, ее все равно "тянет" в родные места, туда, где она родилась и выросла, где прошли ее детство и юность. Существует даже своеобразная болезнь - ностальгия, то есть тоска по Родине. Теряя Родину или же расставаясь с ней, человек начинает переживать отсутствие родных пейзажей, лесов, озер и гор, степи, с которыми она сроднилась.

Природа всегда была для людей не только учителем мудрости, но и простоты и доброты. По мнению многих выдающихся людей, которую разделяет, пожалуй, каждый из нас, общение с природой делает нас добрее и лучше. Ведь именно общение с ней, даже ее простое восприятие, дает нам радость, потому что она является неисчерпаемым источником красоты, не оставляет равнодушными даже найчерствіших людей. Сама красота воспринимается как гармония, в отношении живой природы она является выражением биологической целесообразности, "чувством меры", как говорили еще в древности.

Поэтому много выдающихся мыслителей, писателей и поэтов, художников, композиторов и зодчих воплощали и воплощают в своих произведениях волшебную красоту природы. Вспомним произведения выдающихся украинских художников, гениев мировой культуры. Когда же мы видим результаты нашей "преобразующей деятельности" или так называемого общения с природой, то есть фрагменты "второй природы", искаженной свалками отходов, с уничтоженными лесами, ерозованими грунтами, зелеными от водорослей водоемами и т.д., - мы начинаем понимать уродство человеческой деятельности.

Совершенные движения и формы, удивительные краски, прекрасные звуки - таков мир природы. И надо только их воспринимать, чувствовать, открывать в них душу, ведь природа формирует наш духовный мир, прежде всего мир эмоций, чувств. Отсюда - неповторимость искусства, эстетического сознания - оно, в отличие от науки, является чувственным отражением природы, образным ее аналогом (хотя при этом следует подчеркнуть, что речь идет о настоящем искусстве, а не о его различные суррогаты, довольно популярны и "модные" сегодня во всем мире).

Здесь возникает извечная проблема соотношения науки и искусства как средства познания и отражения природы, как форм общественного сознания. Подчеркивая активную роль человека-творца в создании художественных произведений, И.-В. Гете протестовал против простого подражания природе. Связь с человеком, выражение природы через человека является главным в трактовке искусства многими мыслителями. Следовательно, только в единстве науки и искусства, гармонии истины и красоты - сущность восприятия, понимания и отображение природы.