Структура сознания. Сознательное и бессознательное

БессознательноеРассматривая сознание с точки зрения видения ее существования как определенных состояний, проявления человеческой сущности относительно отражения действительности, мы говорим о сознании как единство эмоций, мышления, памяти и воли. 

Эмоции характеризуют психическое состояние человека, в определенной степени компенсируя недостаток доступной ему информации, и существенно влияют на мышление и его производительность, что достаточно хорошо известно вам из собственного опыта. Поскольку человек живет в большей степени эмоциональным, чем рациональным жизнью (что иногда вызывает непредсказуемость ее поведения), можно сделать вывод о роли и значения эмоций, чувств в ее жизнедеятельности.

Мышление человека имеет абстрактный характер, в чем состоит коренное отличие человеческого мышления от конкретно-образного мышления высших животных (здесь мы находим ответ на постоянно дискутируемые вопросы: "Или мыслят люди? Или мыслят животные? Или мыслят машины?"). Формами абстрактного мышления является понятия, суждения и умозаключения, о чем речь пойдет далее.

Память, вместилищем которой является не только головной мозг и спинной, который передает "приказы" другим органам и являются как бы главным кабелем (если сравнивать с миром техники) связи с руками, ногами, легкими. Разновидности памяти, ее роль и значение в жизнедеятельности человека изучает психология.

Воля является сознательным и свободным стремлением человека к осуществлению определенной цели, которая является для нее ценностью. Воля противоположная импульсивным поездам и стремлением человека, иногда даже ее жизненным потребностям. Волевые усилия нужны человеку не тогда, когда она желает, хочет сделать или чего достичь, а тогда, когда этого требует долг (вспомним украинскую поговорку: "хочешь - должен").

Если рассматривать сознание с точки зрения видения субъекта, то есть носителя этого явления, то она предстает перед нами как органическое единство индивидуальной, коллективной, социально-групповой, этносоциальной (национальной), общественной и другой сознания. Еще один подход к структуре сознания - проявление ее духовно-практического характера. В этом аспекте сознание предстает перед нами как явление мифологической, религиозной, философской, научной, политической, правовой, нравственной, эстетической или иной сознания. Наконец, при рассмотрении сознания с точки зрения глубины и существенности отображения мира мы выделяем будничную и теоретическую сознание.

Таким образом, сознание является той необычайной силой, которая возвышает человека над миром и в то же время подчеркивает слабость человека, ее несовершенство относительно многих явлений действительности. Ведь сознательное вмешательство человека в мир осуществляется и путем абсолютизации интересов, потребностей человека и человеческих сообществ. Эгоцентризм человека, ее экспансия в природе - это и ее радость, и боль. Благодаря сознанию человек, выбирая тот или иной путь развития, фактически освящает, абсолютизирует определенный способ деятельности, а он часто оказывается несовершенным, приносит больше зла, чем приносит добра. И поэтому можно сказать, что человек совершает сознательно и в своей регресивній деятельности. И наконец, сознание, проявляя свою силу в волевом управлении чувствами, обедняет деятельность человека, фактически унижает ее свободу и достоинство.

Сознание является особой способностью человека творить субъективные образы объективного мира, активно и целенаправленно превращать мир в соответствии со своими потребностями и интересами. Сознание - это феномен, порожденный как телесной природе человека, так и способом ее жіттєдіяльності, общественной организацией, способностью к поиска благоприятных условий для своего существования. В структуре сознания особое место занимают сознательное и бессознательное. Вопрос об их соотношение всегда волновал человека и человечество, потому что от ответа на него зависит именно понимание того, что человек может сделать целенаправленно, и то, чего человек не может сделать или делает это не по-человеческому, как и любое другое живое существо.

Как синоним сознания мы часто употребляем понятие "психическая жизнь человека". Но содержание их не тождественен. Понятие "психика" шире, чем понятие "сознание". Структуру сознания мы уже выяснили. Под психическими же явлениями мы понимаем все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образование - ощущение, восприятие, представление, память, мышление; психические состояния охватывают эмоции, настроения, бодрость, усталость и т.д.; психические свойства человека - это и наблюдательность, и находчивость, и черты характера, тип темперамента.

"Человек долго не задерживается в сознании и имеет убегать в бессознательное, в котором находятся его корни", - говорил И.-В. Гете. Итак, бессознательное не является обособленным от сознания некой "непроходимой стеной". Процессы, которые начинаются в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, и наоборот, значительное сознательное вытесняется нами в бессознательную сферу.

Вспомним привычную ситуацию - во время разговора вы хотите нечто вспомнить, но, как не напрягаете память, вам не удалось этого сделать. Тогда вы говорите: "Минутку, подождите, я вспомню" и продолжаете разговор. Вдруг, через некоторое время, то, что вы пытались вспомнить, приходит вам на ум. Как это произошло, мы не знаем. Сознание, видимо, работала, "нащупывая и ища в темноте" ответ, хотя нам казалось, что мы были заняты другими мыслями. В связи с этим будет справедливым замечание, что чем больше мы изучаем процесс мышления, тем больше убеждаемся, что этот процесс в значительной степени связан с автоматической, бессознательным работой мозга. Идеи и представления, которые есть в нашем сознании, - это лишь будто камни, по которому мы хотим перейти через поток.

Известный ученый 3. Фрейд, заслуга которого в познании бессознательного и попытке создать учение о нем чрезвычайно велика, справедливо сравнивал мозг человека с айсбергом, меньшая часть которого, поднимается над поверхностью воды, - сфера сознательного, а большая часть, что находится под водой, - бессознательное (это соотношение составляет 1:10). Поэтому информация, которую воспринимает наше сознание, - это лишь узенький ручеек по сравнению с тем океаном, который омывает наше бытие. За единицу времени, в течение которой наше сознание воспринимает, например, 1 бит информации, бессознательно психический уровень воспринимает 10 000 000 таких условных битов. Уже говорилось о том, что осознание - это тот уровень, на котором информация превращается в знание, становится четкой и понятной, доказательной. Именно здесь образы чувственного восприятия и представления переводятся в логические конструкции, становятся понятиями, суждениями, умозаключениями.

Подсознание играет роль своеобразного резервуара сознания. Это и подводная часть "айсберга", которая является предпосылкой сознания и имеет социокультурную природу. Именно в ней содержится незапрашиваемая информация своего и чужого опыта, заложенные возможности различных комбинаций этой информации. В то же время подсознание является и основой репродуктивной (повторной) деятельности человека, ведь человеческая деятельность возможна лишь при условии, что максимальное количество составляющих этой деятельности осуществляется неосознанно, проходя лишь один раз через контроль сознания и закрепляясь в определенных стереотипах.

Но подсознание не только системой обеспечения деятельности сознания, в ней всегда было и есть то, что не проходит через сознание, то, с чем связано существования неопознанных явлений психики, которых и на нынешнем этапе развития научных знаний достаточно много.

Сверхсознание образует тот уровень, где происходит синтез сознательного и подсознательного, где закладываются основы творческой, а не репродуктивной деятельности. Интуиция, о которой много написано как в специальной, так и в художественной литературе, о наличии которой мы часто говорим в повседневной жизни как о некоем "озарение", не возникает на пустом месте. Требуются значительные усилия, своеобразный "инкубационный период" для внезапного решения той проблемной ситуации, которая долгое время была предметом тщательного рассмотрения. Для интуиции характерные непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения новых знаний, о чем хорошо известно из истории науки.

Бессознательное - это понятие, которое имеет очень широкий спектр толкование: от автоматических действий человека, которые не отразились в ее сознании, к пониманию его как особой сферы психической реальности, которая в основном определяет жизнь и поступки людей. "Все душевные процессы, по сути, несознательные",- отмечал 3. Фрейд. Понятие "бессознательное" применяется также для характеристики группового поведения, цель и последствия которой не осознаются членами той или иной группы и даже их лидерами.

Следовательно, то, что находится вне сферы сознания, принадлежит к бессознательному. Можно говорить о двух видах неосознанных действий: наши действия, которые никогда не осознавались, и раньше осознанные действия. Вспомним такие проявления бессознательного, как психические травмы: навязчивые идеи, бред, немотивированный страх...

Проявления бессознательного разнообразны, среди них информация, которая накапливается как неосознанный опыт и остается в памяти человека, - сфера сновидений, оговорок, инстинктов, "вытеснены" желание, стремление и т.д.

Бессознательное не может активно создавать действительность, оно - результат сознательного изменения. Бессознательное своим существованием охватывает весь мир и все в мире, включая и самого человека (хотя существует и противоположная точка зрения, согласно которой сознание является свойством всей материи: существует сознание Вселенной, галактик, звезд, планет и сознание организма, клетки, молекулы, атома, элементарной частицы и др.).

Сам человек является ярким примером единства сознательного и бессознательного. Даже в такой основании сознания, как чувственная, без которой не может быть сознания, тоже проявляется бессознательное, потому что образ не имеет логической завершенности, он лишь указывает на нечто, не раскрывая, не объясняя, или это "нечто" есть.

Но очевидным является также то, что разделение на сознательное и бессознательное является условным. Это разделение и условность используются лишь для того, чтобы показать, что человеку присуща особая способность творить субъективный образ объективного мира, а в этом процессе созидания всегда есть такие моменты человеческой деятельности, которых она не может объяснить.

Как уже говорилось, человек может сознательно творить и разрушать том,