Добро и зло - венец духовности

Добро и злоКак общественная ценность добро реализуется в социальной согласии, общественном спокойствии, отсутствия кризисных потрясений, в материальной обеспеченности сегодня и уверенности в завтрашнем (социальный оптимизм). Определение добра как духовной ценности целенаправленно осуществляется в пределах аксиологии - науки о ценности, которая выясняет качества и свойства предметов, явлений, процессов, способных удовлетворять потребности, интересы и желания людей.

Добро, как правило, определяют как нормативно-оценочное явление духовности, которое в общей форме определяет то, что должно быть положительным в жизни общества, человеческих целях, поступках. Добром обозначают способность человека творить благо на пользу общества, другого человека.

Понятие добро определяет позитивное отношение к различным явлениям с позиции признания их необходимыми для сосуществования людей. Явления, которые влекут разрушение общественного бытия, называются злом. Добро не следует рассматривать лишь как субъективную оценку, оно может быть объективной характеристикой предмета, которая фиксирует его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением, когда нечто называют хорошим, то есть таким, которое соответствует своему назначению (хороший инструмент, хорошая квартира); ценность, полезность вещей, явлений для человека, общества (хорошая новость, добра наживать); моральные качества человека, сущность ее поступков (сделать доброе дело, добрая мать, добродеятель).

Известные из истории попытки определения добра и красоты осуществлялись через соотношение с понятием "благо". Иногда эти понятия употреблялись как синонимы.

Подавляющее большинство как "классических", так и современных мыслителей пользуются таким эквивалентом понятия "добро", как "благо". Однако понятие "благо" более глубокое.

Благо - социально-философское понятие, которым определяется все, что удовлетворяет потребности человека и имеет для нее (и общества) значение позитивной ценности. Именно в этом смысле понятие "благо" приближается к категориям добра и ценности и нередко отождествляется с ними. Впрочем, начиная с античных времен, благо понимается либо как высшая ценность (ценность), или как ее субстационно основа: "Благо есть то, что человек ценит". В таком случае ценность выступает как мера блага, определяет его пределы. Если ценность вещей, поступков) является сопоставимым понятием, то благую такое свойство не присуща, его не может быть "больше" или "меньше".

Добро - это чувства и осознание человеком своей способности творить благо.

Понятие "зло" в общей форме означает то, что является негативным, оказывает разрушительное воздействие на человека в ее естественных и общественных проявлениях. Существует такое зло, как зло физическое (боль, болезнь, экологический кризис), социальное (война, экономический кризис), моральное (жестокость, коварство, тщеславие, лживость и т.п. ). Добро органически связана со своей противоположностью - злом. Эти понятия органично соединены с соответствующими эмоциями. Добро и зло - не только осознаются, но и чувственно переживаются.

Зло - это чувства и осознание человеком своей способности делать вред.

Следует отметить, что добро и зло могут быть двумя противоположными свойствами одного и того же явления. Например, учение о микромир и его применение в энергетике - это добро, а угроза термоядерной войны, которая возникла лишь благодаря развитию физики микромира, - зло. Поэтому понятие "добро" раскрывает свое содержание в полном объеме лишь через соотношение с понятием "зло".

Представление о добре и зле на протяжении веков менялись. Эти изменения вызваны объективным развитием взаимоотношений между людьми, изменчивостью общественных взаимосвязей, культуры. Поэтому представление о добре и зле могут быть существенно отличными у разных народов, а то и противоположными. Например, хорошо известная проблема объяснения фактов существования зла в мире, что имеет принципиальное значение для религиозных вероучений. Ведь если Бог является конечной причиной всего сущего, то, очевидно, он должен нести ответственность и за общественное зло?

Были учения, которые объясняли зло существованием "темные начала". Однако каноническое для христианства решения было предложено Августином Блаженным (354-430 н. э.). Он решил проблему так: зло объяснил не как нечто противоположное добру, а как его недостаток. Тишина, писал он, является отсутствием шума, нагота - отсутствием одежды, болезнь- отсутствием здоровья, а тьма - света. Зло, следовательно, стоял не как самостоятельная сущность, а как отсутствие добра, как ослабление добра. Тем самым он освободил Бога от ответственности за существование зла. И хотя подобное увольнение было слабым утешением для рядовых верующих, оно все же вдохновляло оптимизмом, навертало их к вере в благотворительность Бога, призвал людей не сетовать на зло, а благодарить Бога за то добро, которое он воплотил в существующие реалии.

Итак, добро и зло следует понимать как объективные определения определенных событий, поступков, которые могут быть конкретными историческими явлениями. При этом понятие "добро" - наиболее общий проявление духовного в человеке, а "зло" - проявление бездуховного.

Чаще всего бездуховность проявляет себя в виде безнравственности - разрушение моральных устоев общества.

Если духовность - творческая сила формирования человеческой души, то бездуховность - разрушительная сила человеческого в человеке, что фактически превращает человека в животное. Недаром людей, которые сеют бездуховность, живут бездуховно, называют извергам. Убедиться в существовании нелюдей (людей, пропитанных бездуховностью) можно на множестве фактов. Это войны, оружие, которое может уничтожить все живое на Земле, преступность, безразличие, пренебрежение, эгоизм и другие разнообразные проявления зла.

Понятия "добра" и "зла" выполняют функцию формирования чувства личной ответственности за собственные поступки. Учитывая, что понятие "ответственность" обозначают осознание человеком (людом) своего долга перед обществом или другим человеком, следует признать, что оно дает возможность выявлять суть и значение определенных поступков, согласовывать их с процессами общественного развития.

Без ответственности существования общества становится невозможным, оно деградирует и саморазрушается (распадается). Поэтому осознание ответственности происходит как самоосознания своего связи с определенной человечностью (товарищем, семьей, народом, нацией, коллективом, человечеством и т.п.), которое понимается как условие собственного существования. Также существует обратная связь - определенная население чувствует и осознает свою ответственность перед определенным лицом, иначе эта народность духовно не способна требовать от нее ответственных поступков. Так или иначе, люди способны осознавать свое коллективное отношение к определенной личности. Происходит такое чувство осознания через признание, что коллектив (большинство) желает определенному человеку зла или добра; признает его за добрую или злую; оценивает ее поступки отрицательно или положительно.

Каждый человек может стоять перед выбором между злом и добром. Возможно, этот выбор уже приходилось делать и вам. Стоит задуматься над таким выбором. И все же... - спешите делать добро.