Прекрасное и уродливое

ПрекрасноеНаши представления о прекрасном и безобразном обусловлены прежде всего мировоззренческими принципами. Это представление эволюционирует в контексте социально-культурных обстоятельств, в духовной атмосфере определенного исторического времени. И хотя религиозные, натуралистические, идеалистические, материалистические учения существенно отличаются между собой, они почти единодушны, когда речь идет о красоте. Эта единодушие очерчивается тем, что красота является духовно-эстетической ценностью. Поэтому выявление красоты возможно только через видение соотношение прекрасного и безобразного. Прекрасным называют то, что дает человеку эстетическое наслаждение и удовольствие от взаимодействия с ним.

Прекрасное - это чувства и осознание человеком того, что способно приносить ей эстетическое наслаждение и удовольствие.

Соединение частей в такое целое, в котором оказывается прекрасное, называют гармонией. Переживания образа красоты, эстетическое наслаждение возникает благодаря выявлению наиболее оптимального соединения формы и содержания, структурно упорядоченного разнообразие в определенную целостность. Определяют красивое согласно определенного системоорганизующего принципа конкретной целостности. Признание чего как красивого осуществляется только через ценностное отношение к чему, оно обусловлено мировоззренческими ориентирами конкретного человека.

Эта способность явления, события или предмета соответствовать определенному ценностном отношении во всех составляющих вызывает то специфическое удовольствие, которое называют эстетическим.

В сфере духовности красота в основном выступает как некий символ идеальных культурных ценностей. Разные народы и эпохи имеют различные каноны красоты. Особым проявлением красоты является художественный образ, распространенный в искусстве. Произведения искусства как форма объективизации представление о идеал прекрасного становятся предметно-чувственным символом красоты, эталоном, образцом, который понятен многим и воспринимается особенно ярко, остро выявленными чувствами. Поэтому именно искусство является самой распространенной формой воспитания способности чувственно воспринимать и проявлять единство частей в определенном целом, используя для этого образцы прекрасного, гармоничного сочетания. Искусство показывает и другую сторону красоты - уродство. Уродливым, называют то, что вызывает у человека сразу.

Как духовность уродливое - это чувства и осознание человеком того, что способно принести ли принесло людям сразу.

Связь красоты с ценностной ориентацией человека было замечено еще нашими предками. Поэтому гармония всегда признавалась благом, а способность выявлять ее целенаправленно воспитывалась через формирование чувства наслаждения от созерцания и переживания прекрасного. И наоборот, отсутствие гармонии приучают переживать через чувство отвращения, негативное восприятие уродливого. Происходит это посредством эстетического воспитания, формирования определенных эстетических вкусов.

Переживание гармонии (или ее отсутствия) через прекрасное и уродливое в жизни человека выполняет функцию самых первых (а потому основополагающих) форм ее духовной жизнедеятельности. Благодаря умению на уровне чувственных переживаний выявлять и устанавливать связь (или наоборот, выявлять отсутствие связи) между различным человек приобретает способность управлять своими чувственными переживаниями целенаправленно. Так, с помощью определенного эстетического идеала красоты, то есть сформированного понятие о гармоничное сочетание отдельных звуков в мелодию, форм вещей в символ определенной идеи, цветов в картину и т.д., человек приобретает способность вызывать у себя определенные чувства (сумму, горя, веселого настроения, внутреннего подъема, веры в себя, приятного созерцания, предчувствие перемен и др.). Рассматривая произведения живописи, скульптуры, архитектурный ансамбль, слушая музыкальное произведение, просматривая театральный спектакль или кинофильм, человек переживает вполне конкретные чувства, неотъемлемые от идеи, заложенной художником.

Поэтому современный человек имеет желание (довольно часто) и возможность в зависимости от своих эмоциональных переживаний изменить их или усилить, обратившись, например, к любимых музыкальных произведений. Распространенным является также обращение к музыке как средства, которое вызывает общие эмоциональные переживания у разных людей, когда собирается группа знакомых, близких, что временно объединились с определенной причины (религиозный праздник, день рождения, свадьба, похороны). Историческую относительность переживаний прекрасного и уродливого можно обнаружить в прихотях моды, взаимоисключающих идеалах красоты разных эпох и разных народов. Например, и сегодня среди некоторых африканских народов существуют идеалы женской красоты, согласно которым женщина становится красивой лишь при условии, что она весит 160 килограммов (а самая красавица племени - 240 килограммов).

Существует отдельная философская наука о прекрасном - эстетика. С позиций эстетики как особой науки, прекрасное - это категория, в которой выражается самая высокая оценка природных и культурных явлений, что за своими художественными ценностями соответствуют мерам эстетического, принятым в обществе. За художественное достижение или открытия признают реализацию отдельным человеком (творцом, творческой личностью) своей неповторимости в формах конкретного эстетического идеала. Если художник отрицает своей деятельностью тот или иной эстетический идеал, тогда о художественную ценность его творчества не говорится. Только свободное выявление творческих потенций и способностей человека, который утверждает определенную общественную меру гармонии (возможности совместить различные составляющие в единое целое), рассматривают как богатство ее духовного мира. Сам процесс реализации творческой свободы в процессе созидания прекрасного заключается в способности творить предметно-чувственные формы, которые проявляют гармонию. В условиях, когда гармония чувственно не наглядная, художественное произведение признают уродливым и отвратительным.

Общественная соразмерность прекрасного и уродливого может быть продемонстрирована таким символическим тезисом: "Прекрасная роза среди океана навоза будет иметь вид монстра". Именно поэтому человек стремится увидеть красоту через прекрасное.

Прекрасное есть для человека (человечества) источником и следствием чувство эстетического наслаждения, эстетического воспитания, радости от создания гармонии, в которой каждая составляющая находится на своем необходимом месте, без которой целое невозможно, неполное, уродливое. Поэтому эстетическое чувство является одним из наиболее присущих человеку, без него она не может представить себя как часть мира, как часть общества, необходимость своего существования.