Вера, надежда, любовь как духовно-практические измерения человека

Вера человекаВера - это чувство и осознание определенного идеала как высшей сущности, к которой в вечном поезде находится человек. Поэтому вера - это безоговорочное принятие человеком избранного ею идеала.

В зависимости от обстоятельств различают такие виды веры. Наивная, будничная вера - уверенность в существовании окружающего мира, других людей, своего тела и духа. Она формируется всем жизненным опытом человека, начиная от его рождения. Наивность этой веры заключается в том, что ее носители не осознают своей противоположности действительности. Вся повседневная деятельность, а также первые попытки философствования, научного познания основаны на принципах этой веры. Не является исключением и религия.

Религиозная вера - уверенность в существовании свойств, событий, происходящих в соответствии с волеизъявлением сверхъестественных и надісторичних сил - богов, духов, которые управляют жизнью человека. Эта вера является определяющим признаком религиозного сознания, занимая главное место в ее структуре. Она существует как элемент психики, что охватывает эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы души верующего. Поэтому такую веру уже невозможно свести к чувственно ограниченной сферы.

Поскольку религиозное раздвоение мира ориентировано на признание потусторонних сил как могущественных и загадочных, что имеют совсем другие свойства, чем непосредственно известны нам в бытовом чувственно данном жизни, отношение к потустороннего возможно лишь в форме веры.

Обоснование этого религиозного положения вполне логично. Оно заключается в таких рассуждениях: потустороннее знать невозможно, но, поскольку мы имеем факты, что все имеющееся нельзя объяснить известным, следует признать существование неизвестного; однако неизвестно - это то, чего не знаешь, поэтому его существования нам дано лишь в форме веры.

Понятие философская вера означает уверенность в существовании бытия, с которым мы сталкиваемся каждый день, к которому мы принадлежим, но которое "на самом деле" всегда остается не таким, каким мы себе его представляем. Поэтому философия направлена на раскрытие сокровенной сути известных явлений, руководствуется верой в ее существование.

В отличие от религиозного представления о таинственном, философское представление осуществляется путем убеждение в возможности превращать неизвестное в известное. С помощью поняттєвого разделения на "форма" и "содержание", "явление" и "сущность" философы создают образ процесса познания, ранее неизвестного. Формирование таких образов происходит путем обобщения и систематизации представлений о важное, существенное, которое раскрывает содержание различных явлений. Образцом таких образов философы признают общие законы природы, истории, мышления.

Для всех указанных разновидностей веры характерные признание и уверенность в реализации идеалов будущего, в возможности реализовать цель в практической деятельности, в существовании смысла человеческого бытия.

Несмотря на то, что вера может противоречить приобретенному опыту, она признается незаурядной духовной ценностью. Верующий человек часто вступает в противоречие с доводами разума, сознательно становится на путь, противоположный знанию и науке, полагаясь лишь на свои надежды. Осознавая, что накопленные человечеством знания о свойствах действительности принципиально не исчерпывают необъятность мира, люди могут цілеспрямувати свою деятельность, руководствуясь произведениями своего воображения, которые нельзя считать знанием (в обыденном общении эти произведения человеческой фантазии называют "интуицией").

Вера - основа творческих потенций человека, она обеспечивает способность личности преодолевать самоограниченость, ведь составляющие внутреннего мира человека - опыт, знания, чувственные образы в памяти, душа - часто оказываются как факторы, ограничивающие творчество. Позитивность веры как основы творческого отношения к миру заключается в учете (которое может иметь осознанный и неосознанный характер) того обстоятельства, что каждый известный, исследован и изучен процесс происходит благодаря действию множества неизвестных сил и свойств, которые принципиально невозможно познать в полном объеме. Человеческий опыт всегда ограничен временем существования человека, человечества. Если признавать единственным определяющим фактором целенаправленной деятельности только знания, нечто известное, то человек должен быть существом, которое только повторяет приобретенный опыт, не создает ничего нового. Новый опыт при таком понимании может быть лишь следствием случайного стечения обстоятельств. Тогда наука, познание становятся фикциями и байками хитрецов, поскольку реально действует только "власть" воля случая или сверхъестественных существ, что управляет человеком как марионеткой. Однако в реальном, а не в воображаемом жизни человек активно действует, испытывая свои версии возможных последствий, надеясь на счастливый конец своих безрассудных поступков. Вознаграждение за риск, за смелые активные действия не всегда сопровождает смельчаков. Однако без надежды, без надежды и веры в лучшее вообще невозможно положительное решение ни одной проблемы, которая стоит перед людьми, потому что в каждой из проблем содержится нечто окончательно неопределенное, неизвестно. Эту неопределенность, неизвестность, необъятность для ума человек практически преодолевает своей верой, надеждой, надеждой на лучшее.

По сути, именно вера как свойство души вдохновляет человека на конкретное волеизъявления, на самодействия действие в отношении окружающих обстоятельств, что превращает эти обстоятельства из фактора случайности на фактор необходимости духовной самореализации. Поэтому новый опыт, новое знание не является исключительно результатом случайного стечения обстоятельств, они - результат активности человека, его активной научно-познавательной деятельности. Благодаря вере человек делает новый шаг в бесконечно-неизвестно, преодолевает собственную ограниченность, присущую ей в связи с ограниченностью опыта, благоразумия.

Выявление деятельной силы веры чаще всего наблюдается у молодежи, которая, осознавая ограниченность своего жизненного опыта, формулирует идеалы безрассудной смелости, живет духом первооткрывателя, безапелляционного желание новых чувств, впечатлений, стремится к неизвестных миров. 

Любое научное и техническое открытие проникнуто верой. Если определенная деятельность осуществляется ученым или инженером впервые, то она в том или ином моменте не может быть полностью тождественным предыдущем приобретенного опыта. Итак, действиями этих людей руководили не только знания, но и вера и надежда. Так, конструктор первого летательного аппарата опирался на опыт, знания, но не на знания летательных аппаратов, поскольку их еще не было. Поэтому он во многих моментах только верил, что его аппарат полетит. Если первый изобретатель считал, что он "точно" знает, каким должен быть летательный аппарат, то его самоуверенность разрушалась многочисленными неудачами, которые часто сопровождают первооткрывателей.

Вера является условием вечного обновления души, ее омоложения и возрождения. Утомленная жизненными неудачами человек, которая потерпела чувствительное краха своих надежд, планов, может превратиться в душевного старца, что сознательно самообме-жил себя благоразумием, горьким опытом, пугается нового, планов, фантазий. Такая человек потерял веру, живет условными и безусловными инстинктами, приобретенными в течение жизни, лишь приспосабливая свое поведение к потребностям действительности.

В повседневной жизнедеятельности человека ее уверенность в существовании сил, на которые можно рассчитывать, опирается на особое состояние чувственных переживаний и сознания - надежду. Понятием "надежда" обозначают чувства и осознание человеком надежду на позитивные последствия изменений, которые происходят в мире. Содержательно это чувство и осознание извещают человеку ее приближения к избранного ею идеала или "удаленности" от него.

Надежда - это чувства и осознание человеком необходимости изменений.

Надежда на объективную действительность - вполне естественное следствие первого, самому примитивному осознание человеком себя, принадлежности к миру. Самая первая надежда опирается на осмысление неоспоримого факта, что существование мира является главным условием существования человека вообще.

Способность человека иметь надежду на положительное влияние часто неизвестных сил и свойств действительности, то есть на саму действительность, вызывает у нее чувственно определенное восхищение неизвестным, желание соединиться с необъятным, неприступным, принципиально отличным от известного, повседневного. У человека появляется любовь.

Любовь - это потребность души чувствовать свою гармоничное единство с неизвестными свойствами и силами мира, потому что иначе она будет постоянно находиться под парализующим влиянием чувство ужаса перед необъятностью и враждебностью мира. Любовь - это то, что формирует способность к чувственному выявления отдельных предметов и явлений как неотъемлемого условия своего существования. Такие предметы и явления имеют казаться столь необходимыми человеку, что одна лишь мысль о возможности потерять их может вызвать чувство самоуничижения. Содержательно любовь является отношением человека к кому или чему как такого, без чего нельзя жить.

Любовь - это чувство и осознание человеком предмета или явления как неотъемлемого условия своего существования.

Следует отметить, что однозначного определения понятия "любовь" нет. И каждый из вас может попробовать подать свое понимание этого слова.

Следует различать любовь как понятие о том, что присуще человеческой души, и сам процесс переживания состояния, которое определяется как любовь. Например, христианское учение о любви Бога к своему творению (мира, человека) выполняет вполне понятийная, а не чувственную функцию. Представления о любви Всесильного Творца к своему творению дает верующему человеку душевное равновесие, чувство надежды на помощь Божию. Это отражено в распространенных среди христиан высказываниях: "на все воля Божья"; "Бог - это добро"; "Бог в помощь" и т.д. Однако заповедь "люби ближнего своего" призвана пробудить в человеке не понятливые (то есть логические) переживания, а чувство эмоционального единства с другими людьми как незаурядными побуждениями жизни. 

В зависимости от обстоятельств и опыта определенный круг людей, предметов воспринимается неотъемлемым условием собственного гармоничного бытия человека, без которых оно преисполнено душевных мук и страданий. Поэтому любовь - это прежде всего чувство, присущее человеку, которое заключается в способности воспринимать мир, природу, жизнь, конкретных людей, определенные предметы как условие своего существования. Отсутствие этих непременных условий влечет за собой неуверенность, чувство потери