Честь, совесть, достоинство человека

ЧестьОсновой отношение человека к миру признана обществом значимость ряда предметов и событий, которые служат определенными общественными моделями, мерами, требованиями, идеалами. К этому ряду принадлежат честь, совесть, достоинство и др.

Представление о достоинство, честь, добро, совесть, красоту содержательно меняются в зависимости от исторического времени, эпохи, уровня развития культуры, социальности. При этом следует помнить, что честь, достоинство, совесть присущие человеку не только как определенное чувственно-эмоциональное переживание, которое сопровождает осознание конкретных проявлений их. Их эмоциональное наполнение обусловливается тем, что они являются формами самоосознания, то есть представление о конкретное отношение окружающих к лицу. Существенная особенность таких представлений заключается в том, что они влияют на самочувствие человека в мире людей, трогают чувства. Очевидно, что вам приходилось это чувствовать.

Понятием "достоинство" определяется отношение человека к самому себе и общества к ней как к признанной ценности. Этим понятием обозначается совокупность представлений о самоценности личности, ее социальное равенство с другими людьми, с помощью которых определяют конкретную степень общественной ценности человека. Представление о достоинстве выполняют функцию регулятора человеческого поведения: за любой ситуации человек должен вести себя так, чтобы не потерять своего "лица".

Как неотъемлемая черта сознания и регулятивный принцип деятельности, достоинство способствует осознанию человеком своего места в обществе, идеалов, помогает понять смысл собственного существования. Достоинство непосредственно проявляется через осознание своего общественного значения, которое переживается соответствующими чувствами, в противовес переживанию социальной подавленности.

Итак, достоинство - это высокое чувство и глубокое осознание человеком (людом) собственного самоуважения.

Понятием "честь" определяется отношение человека к самому себе, а также отношение к ней общества как к представителю определенной населения, группы. Понятие "честь" указывает на признание принадлежности лица к определенной слои, сообщества, черты которой присущи человеку как представителю отдельного круга людей. Такая принадлежность предопределяет соблюдения лицом определенных образцов поведения для поддержания своей репутации, уважения к ней той общности, к которой он себя относит. Итак, осознание чести выполняет функцию самосохранения определенного сообщества как определенного качественного образования.

Несоответствие действий человека определенным образцам группового поведения осознается как потеря ею чести, что часто приводит к отдаление, отторжение группой такого лица.

Следовательно, честь - это чувства и осознание человеком (людом) чистоты своей репутации, авторитета, доброго имени.

Понятием "совесть" определяется чувства и осознание человеком (людом) ответственности за свое поведение, свои поступки перед самим собой, людьми, обществом.

Эта особенность помогает человеку контролировать выполнение своих обязанностей перед обществом и самим собой, что обществом признается как показатель совершенства и самодостаточности. Самооцінний характер совести проявляется в чувстве морального удовлетворения своими поступками или чувстве стыда за них. Наличие феномена совести свидетельствует определенный уровень интеллектуального совершенства лица, потому что способность проникаться мыслями и чувствами других людей - это то, что существует только как духовное, а не материальное.

Наличие совести непосредственно проявляется через осознание чувства свободы и ответственности человека относительно совершенного ею перед обществом (самой собой как общественным существом), которое обусловливается общественными нормами и правилами, что стали собственными убеждениями.

Как образец выявления чести, совести и достоинства народное воображение создала образ героя (отдельная личность, группа людей, некая общность), непременно сильного, мужественного, красивого, который берет на себя большую, чем другие, меру ответственности, обладает острым чувством насущных потребностей своего времени, способен благодаря своим интеллектуальным, физическим, морально-психологическим качествам существенно влиять на ход событий. Героическое бытия человека является системой взаимообусловленных духовных, волевых и деятельно-практических основ, единством идеалов, убеждений, нравственных особенностей (убежденность, уверенность, чувство долга, храбрость, отвага, умение в решающий момент мобилизовать волевые усилия), единством замысла, намерений, мотивов и деятельности. Такие модели развивают воображение отдельных индивидов, создают образ определенного отношения общества к конкретным поступкам.

Общественное пространство проявления чести, совести и достоинства чрезвычайно широк: сфера политики, науки (экспериментально-исследовательская деятельность), производство и т.д. Каждая историческая эпоха создала своих героев - носителей чести, совести и достоинства, оскорбления которых отразились в народной (фольклорной) культуре.

Достоинство, честь и совесть как понятие, через которые люди осознают свою общественную сущность, опираются на общее понятие "порядочность", которым определяется отношение к другим людям в целом.

Порядочность - это чувства и осознание человеком (людом) причастности и ответственности относительно судьбы других людей.

В каждом конкретном случае это понятие определяет содержание определенных поступков через противопоставление порядочности и непорядочности. При этом критериями служат общественные нормы оценки человеческих действий. Порядочный человек является непосредственным носителем и субъектом общих общественных ценностей - добра, красоты, истины, обнаруживает себя достойной, достойным, честным. Как правило, человеческую порядочность видят в конкретных положительных поступках: ответственности за судьбу других людей, личной причастности к общественной жизни.

Основой порядочности человека является его способность осознавать общество как незаурядную условие своего существования, то есть высшую ценность жизни. Поэтому человеческая порядочность обязательно отражает жизненную, творческую позицию лица - непосредственного субъекта общественной жизни. И наоборот, непорядочный человек представляет собой разрушительную силу и для общества, и для самой себя.

Разумеется, далеко не каждый человек достигла такого интеллектуального развития, что способна понимать и чувствовать общество как главное условие своего бытия. Порядочность в основном связана с определенным уровнем развития умственных способностей, ибо требует представления о такую причину собственного бытия, которую можно осознать лишь с помощью мышления. Достаточный уровень развития мышления и умственных способностей для бсягнення свойств бытия определяют как интеллигентность.

Интеллигентность - это уровень интеллектуальности человека (сообщества), что проявляется в ее поведении.

Интеллигентность является одной из неотъемлемых составляющих условий духовности человека, ее полноценной духовной жизни.

Следует отметить, что интеллигентностью обозначают не только поведение отдельных людей, но и деятельность коллективов, партий, народов, наций, государств. Благодаря сознательному использованию в своем поведении интеллигентности человек выступает не только как объект общественного воздействия, а и как его создатель, то есть самодеятельная лицо, которому присущи самосознание, человеческие чувства и убеждения.

Самые высокие духовные требования общества человек усваивает в процессе взаимодействия с другими людьми, что формирует не только представление о надлежащую общественное поведение, но и людские (интеллигентные) чувство долга, совести, ответственности, чести и достоинства. С помощью представлений об нормы, ценности, идеалы человек регулирует не только свое поведение, но и, давая им оценку, проявляет свое отношение к поступкам других, чем реально творит общественные взаимосвязи. 

В истории философии, этике, литературе отражено присущие разным эпохам феномены порядочности, чести, совести, достоинства, их сущность и проявления, побудительные мотивы и последствия, генезис и эволюцию. Это и было ярким отражением интеллигентности человека. Например, мифологическая культура изображает носителя этих качеств как человеческое существо, что наделен необычными способностями и силой, находится под эгидой богов и с их помощью совершает подвиги. Это действительно интеллигентный, неординарный человек, потому что обычный человек не способен сочетать в себе все эти черты. Многие герои древних мифов полубогами (Геракл, Ахилл, Гильгамеш). В античной Греции носителями чести, совести, достоинства считали не только легендарных царей, военачальников, мифических героев, а всех, кто даже после смерти продолжал влиять на общественное сознание. Возникает образ героя-интеллигента. Именно поэтому героями называли основателей городов, художников, философов, выдающихся законодателей (например Солон) и политиков, выдающихся благотворителей, прародителей племен и общин (например, Ромул и Рем). Следует отметить, что герои по-разному влияют на события: одни положительно, другие отрицательно. Отрицательный герой воплощает в себе образ без чести, совести и достоинства, несет на себе соответствующее общественное отношение к его поступков.

Однако, независимо от смены эпох, сохраняется преемственность образов порядочности и интеллигентности. Это элементарные правила человеческого общежития: уважение к труду, творение рук человеческих, уважение к родителям, старшим, забота о детях, взаимопомощь и т.д. Именно они порождают то, что называют интеллигентностью.