Чувства, интеллект, воля

ИнтеллектСпособность человека реализовываться духовно предопределяет изменения представлений человека, к которым прежде всего относятся планы будущей деятельности. Именно эти мнимые планы будущих действий цілеспрямовують жизни человека. Целенаправленная деятельность человека представляет собой такую специфическую силу природы, которая способна менять саму себя, становиться качественно новым обстоятельством действительности, что влечет за собой новые изменения в мире.

Поскольку способность становиться новым обстоятельством действительности должна иметь материализованное существования, самозамена человека происходит прежде всего в форме чувственной деятельности. Чувственной деятельностью называют раздражения (изменения), которые происходят в органах чувств. К основным чувственных свойств человека принадлежат зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Именно на основе чувственной деятельности возникают чувства человека.

Часто путают понятия "чувство" и "эмоция". Они не тождественны между собой, поскольку основой эмоций есть рефлексы, связанные с потребностями организма, имеющих биологическую природу. В отличие от эмоций, основой чувств является общественно сформированное отношение человека к действительности.

Эмоциями называют реакции живого организма на воздействие внешней среды, обуславливающие рефлексами.

Эмоции могут возникать как следствие всех видов чувственной деятельности. Эмоции наблюдаются и у животных. Другое дело - чувства. Они появляются только у человека.

Чувствами называют индивидуально-общественно созданную форму непосредственного переживания человеком действительности.

Чувства человека целенаправленно формируются в процессе воспитания и исторически изменяются даже на принципиально противоположные. Так, способность видеть красоту (эстетические чувства) является результатом эстетического воспитания человека, которое осуществляется в соответствии с определенных исторически данных представлений общества о прекрасном. Поэтому один круг людей красивым может признавать такие формы тела, которые другим людям кажутся отвратительными. Вам, очевидно, знакомы чувства любви и ненависти, уважения и презрения. В своем отношении к другим людям и природе мы и проявляем свои чувства.

Однако человек начинает самозмінюватися не только благодаря чувствам. Самозміна происходит и благодаря интеллектуальной деятельности. Для раскрытия сущности интеллектуальной деятельности нужно определиться с понятием "интеллект".

Интеллектом называют уровень способности человека к мышлению. При этом мышление понимается как процесс целенаправленного изменения представлений, который происходит в соответствии с правилами и законами логики.

Следовательно, понятие "интеллект" употребляют для обозначения активного процесса мышления, который способен перестраивать, изменять человека на качественно новую силу действительности. Так, человек, обладая знаниями законов химических превращений, может изготовить материалы, которые не существуют в природе. Употребляя понятие интеллект, прежде всего различают способность души чувствовать и мыслить. Интеллект рассматривается как способность души создавать абстрактные понятия, которым в полном объеме не соответствуют никакие предметы действительности. Понятие "круг", "закон", "добро", "идеал", "единица", "треугольник", "ноль" не имеют материальных аналогов, но используются для познания свойств реальных предметов. Так, единицы меры дают возможность определять реальные соотношения размеров, массы предметов; идеальные геометрические фигуры помогают находить сходство между различными пространственными объектами; законы государства помогают определить правомерность общественного наказания конкретных людей. При этом абстрактные понятия могут сравниваться, соотноситься и сочетаться между собой независимо от чувственно данной объективной действительности на основании законов логики. Поэтому человеческий интеллект способен строить образ несуществующего, но возможного и желаемого мира.

Однако построение человеком (с помощью чувств и интеллекта) образа будущего и путей его достижения является прежде всего духовным процессом. Это означает, что чувства и интеллект управляемые. То, что проявляет себя как способность управлять чувствами и интеллектом, получило название "воля".

Воля (волеизъявления) - это свойство человеческой души цілеспрямовувати деятельность тела независимо от непосредственных физиологических потребностей собственного организма.

Способность иметь волю принципиально изменяет данные природой возможности организма, дает возможность человеку проявлять именно человеческие качества, что, как указано выше, могут отрицать естественные потребности, желания тела.

Человек с развитой волей, способна к самоконтролю и сознательного направления своих поступков, "владеет собой". Импульсивная, слабодуха, слабовольна человек, наоборот, часто-густо предстает как своевольная, эгоцентричная лицо, что превращается в раба своих телесных желаний, конформиста, который легко впадает в зависимость от людей, которые умеют связывать свои эгоистические цели с образами непосредственного удовлетворения телесных потребностей. Мобилизацию, проявление, напряжение воли рассматривают как определяющую свойство человека цілеспрямовувати свою деятельность. Воля при этом становится сверхъестественным фактором внутреннего побуждения человека к активной действия в соответствии с идеалом, который может не иметь аналога в существующем мире. Это дает возможность человеку изменять этот мир такой, что становится соответствующим до желаемого идеала.

идеал - это образец (норма, проявление идеального), согласно которому человек (человечество) определяет свое поведение и способы жизни в конкретных обстоятельствах.

Когда мы именно так определяем идеал, то становится очевидным, что идеалы существенно влияют на человеческую жизнь, становясь его ориентирами. При отсутствии таких ориентиров у человека возникает ощущение, что целенаправленная деятельность неполностью, а потому зависит не от ее воли.

Идеал в своем абсолютном формулировке есть представлениям о цели человеческого рода в целом. Исторически такое понятие идеала меняется. Идеал может быть общественно-политический - представление о совершенный общественный строй; этический - о совершенные моральные качества человека и совершенные взаимоотношения между людьми; эстетический - о эстетическое совершенство. Также существуют другие идеалы, например, индивидуальный, личный, коллективный и т.д.

Наиболее распространенным является понятие социального идеала.

Социальный идеал - это представление о совершенное общественную жизнь. Социальный идеал возникает в результате недовольство определенных слоев населения существующим общественным жизнью. Наиболее распространенной его формой является образ утопического общества, что живет в абсолютной гармонии с природой, поскольку берет от нее только минимум необходимого. Это общество существует реально в определенном месте или существовало прежде. В первых социальных утопиях (Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы) действие происходило на погибшему материке или неизвестном острове. Значительное распространение получили утопические понятие "золотой возраст", "рай", "коммунистическое будущее".

Переориентация социального идеала только на будущее состоялась в эпоху Нового времени в связи с развитием наук об обществе (истории, социологии, философии, психологии), распространением еволюціоністського мировоззрения (под влиянием дарвинизма). По идеальный признают такое состояние общества, в котором нет отрицательных черт реальных обществ, противоречий между людьми, которые возникают из разделения людей на угнетателей и угнетенных, сытых и голодных, владетельных и бесправных, богатых и бедных и др. Социальные идеалы выполняют положительную функцию, которая заключается в том, что, формируя понятие идеального общества, люди осознают реальные недостатки существующего человечества, сосредотачивают свое внимание на преодолении их, объединяют творческие усилия с целью развития общества. Следует осознавать, что социальный идеал никогда не реализуют в полном объеме. Ведь, хотя человек является носителем и добра, и зла, положительного и отрицательного, морального и аморального, духовного и бездуховного, в идеале присутствуют только положительные черты. Именно поэтому реализация идеала по существу невозможна, потому что он всегда является абстрактной утопией.

Определяющее влияние на общество, человека имеют этические идеалы.

Этика - наука о системе норм и принципов, которым обосновывается идеальная иерархия социальных ценностей (общественная ответственность, патриотизм, соучастие и т.п.).

Этика - это действующий механизм обеспечения общественного согласия, согласования общественных и личных интересов, преодоление крайнего индивидуализма. Существуют религиозные и светские системы этических нормативов. Религиозные этические учения противопоставляют светскую мораль представлениям о существовании идеального "божественного закона". Такие учения рассматривают светскую мораль или как несовершенное воплощение людьми божественного, или вообще как антипод высшим моральным заповедям Бога. Светский идеал этики обосновывается необходимостью людей к взаимодействию, достижение согласия, а не противостояния. Взаимопонимание, восприятие взглядов других, терпимость к инакомыслию - идеалы, которые стали основными принципами социального бытия, которые противостоят хаоса животных потребностей отдельного индивида. Признавая ценность идеала общественной жизни, совместной деятельности, этика провозглашает право на автономность каждого человека, на защиту ее достоинства, на ее собственную жизненную позицию. Отрицается формальная единодушие, принудительный коллективизм рядом с ориентацией на объединение усилий различных индивидов ради достижения общей цели.

В процессе воплощения идеала в жизни оказывается его относительность. Она заключается в том, что по мере достижения идеала совершенствуются и конкретизируются представления людей о совершенстве. Следовательно, изменяется содержание представление о определенный идеал, а цель его воплощение становится новой проекцией будущего (отодвигается на будущее).