Понятие "дух", "душа", "духовность"

ДуховностьОбщепринятым считается то, что своеобразная интерпретация понятия "дух" зародилась еще в мифологии.

Действительно, многочисленные мифы древних обществ рассказывают о существовании "духов", фантастических существ, которые органически связаны с человеком, и телом, внешним видом и окружающей средой. "Духи" находятся в процессе постоянного взаимодействия с человеком, определяя особенности ее жизни. "Духи" согласно мифологии существуют независимо (в современном контексте - объективно) от деления их на вредных и полезных для человека. Эту независимость нарушает сам человек, побуждая их существование в образах добрых и злых "духов".

Следовательно, понятие "дух" ("духи") в мифологии возникает необходимость определения вопрос о том, что или кто направляет деятельность человека, как это управление влияет на характер, образ жизни человека.

По сравнению завершенного вида понятие "дух" вступает в религии. В частности, Дух Святой, или Дух Божий (Параклет ли Паракліт, что в переводе с древнегреческого означает "помощник", "утешитель"), в религиозных представлениях предстает как сила божественного вдохновения. С точки зрения христианства, благодаря пришествию Иисуса Христа Святой Дух появляется как то, что "посланное" Христом и "свидетельствует" о нем. "Дух" предстает как сфера вдохновения, сфера потенциальной способности, что существует объективно, независимо от жизни человека. Признание объективного характера существования духа дает возможность даже разнообразным сектантам говорить о творческий потенциал духа относительно человека.

Зримый образ духа в христианской традиции - это голубь (собственно голубка), который существует как образ определенного мирового птицы, согревая своим теплом "мировое яйцо". Распространены в народов ислама представление о гигантского чудесного птицы Рух (арабское ruch - дух) предстают как фольклорно-сказочное опредметнене видения духа.

Итак, в религии дух рассматривается как объективно существующее явление, основной способностью которого есть возможность творить человека, его жизнь, характер и способ деятельности. Дух в религии отождествляется с особым проявлением сущности Бога (объективное начало), однако религия интересна и примечательна прежде всего тем, что "контактом", суб'єктивує явление духа, показывает возможность существования его как индивидуального явления. Другими словами, объективный характер существования духа религия связывает с человеком, субъектом общественно-исторического процесса.

Эта связь приводит к возникновению понятия души как "искорки" Божественного Духа, которая и "зажигает" жизнью каждого человека. По образному выражению Аристотеля, религия понимает под душой том, "что делает тело живым". То есть религия подчеркивает, что душа - это очерченный индивидуальным человеческим существованием дух, это то во внутреннем мире человека, что создано Божественным Духом. Душа - это животворный источник, что является сущностью внутреннего мира человека.

Однако религия рассматривает человека не как простое Божие творение, а как существо, которое сумела принять от Бога и развить в себе огромный божественный дар - творить, жить в процессе деятельности. Душа как внутренний источник человеческого существования с необходимостью, как и все человеческое, требует свободы, суверенитета, независимости. И тогда она реализуется в стремлении выйти за пределы внутреннего мира человека, "выплескиваясь" в виде силы, которая реально направляет жизни человека и общества. Эта сила обозначается понятием "духовности". Духовность в религии рассматривается как существование таких явлений, которые потенційність духа превращают в реальность духотворчості. Примерами религиозного олицетворение явления духовности является вера в Бога, любовь к Богу, надежда на Бога. Это также божественная освяченість человека и всего человеческого честью, совестью, честью, ответственностью, свободой и т.д. Все, чем конкретно в своей жизни руководствуется человек и что освященное Богом, в религии называется духовностью.

Новый взлет (и одновременно падения) в понимании духа, души, духовности дает наука. Она примечательна тем, что в отношении человеческой жизни и человеческой деятельности (в системе отношение "человек - мир") пытается не только объяснить, ради чего человек действует, но и найти видение оптимального характера человеческой деятельности, познать то, что называется истиной. Следовательно, найти то откровение, которое лежит в основе единства человека и мира. Истина в науке рассматривается как дух, который способен в корне изменить жизнь человека, способен направить ее деятельность на пути достижения определенной цели, реализации процесса приближения к заветной цели.

Наука, подобно религии, занимается обожанием. Однако Богом-Духом для нее выступает Истина. И эта истина-дух свою способность силы, которая направляет деятельность человека, реализует через психическое состояние и мышления конкретного человеческого индивида, то есть через внутреннее состояние каждого человека.

Поэтому конкретизацию истины в человеческой индивидуальности наука называет душой. При этом душу наука рассматривает как органическое единство психического состояния человека (изучением этого состояния занимается психология) со способом и характером рационального познания действительности в той или иной степени. Такая душа с необходимостью связывается с породженйям духовности как исторически и логически определенного явления, которое и осуществляет непосредственное влияние на человека, его жизни в частности и жизни общества в целом. В этом аспекте идеи, идеалы, а также освящены Истиной (а не Богом, как в религии) понятие веры, надежды, любви, чести, совести, достоинства, порядочности, правды, добра, зла, счастья и др. предстают как конкретное проявление духовности.

Общественное определение этих понятий делает духовность строго определенной, исторически конкретной. Именно такая позиция науки в объяснении явления духовности.

Однако, пытаясь видеть духовность как полностью завершенную систему, наука становится на путь отрицания души, ведет к потере человеком своей индивидуальности. Наука толкает духовность в "лапы "истины, приемлемой для всех, то есть знание, которое отрывается от конкретного содержания деятельности своего создателя (человека) - ученого.

Ограниченность мифологии, религии и науки во взглядах на дух, душу и духовность пытается преодолеть философия. В философии прежде всего подчеркивается единство духа, души, духовности. За форму этого единства философы признают своеобразное "кольцо" (Г. Скоровода - "мир - кольцо"), которое состоит из духа, души, духовности. Это "кольцо" не имеет ни начала, ни конца. Поэтому мы, используя как основополагающее то или иное понятие, способные обнаружить, что, например, вне духом нет смысла говорить о душе и духовность. Видение души невозможно без определения сферы реализации духа и духовности. О духовности - основной фактор человеческой деятельности - есть смысл вести речь только как о явлении, что ведет к новым вершинам духа и души. В философии сформировалось убеждение, что единство духа, души, духовности обнаруживает уникальные возможности человека в мире, который существует независимо от нее и частью которого является сам человек. В конечном итоге понятие "дух" указывает нам на существование объективного начала, которое может принципиально влиять на жизнедеятельность человека. Понятие "душа" указывает на неповторимость каждого человека, его феноменальность в отношении социального и природного начала. Понятие "духовность" показывает, что в объективном течении мировых событий человек и человечество имеют уникальную возможность руководствоваться как объективно существующими факторами, так и своими собственными чувствами и мыслями, сочетать чувственное и рациональное в организации своей собственной жизни. Поэтому когда речь идет о необходимости взлета духовности, надо иметь в виду неумолимый влечение человека к прогрессу и счастья. Этот поезд будет побудительным в жизнедеятельности до тех пор, пока будет существовать единство духа (объективно существующее источник человеческой жизни), души (субъективный проявление духа, индивидуализированный дух) и духовности (реально существующая, душой пережитая сила духа, что непосредственно направляет деятельность человека).

Все изложенное выше позволяет дать следующие определения понятий "дух", "душа", "духовность".

Дух - это объективно существующее, надіндивідуальне начало, способно направлять деятельность человека и общества.

Душа - индивидуализированный дух, субъективно существующее начало.

Духовность - это чувства и осознание реальности, которая прямо или косвенно направляет жизнедеятельность человека.

Духовность - это все то в мире, что является реальным руководителем жизни человека и общества.

При этом следует иметь в виду, что духовность - единство объективного и субъективного в отношении определенности человеческой жизни. А потому, в зависимости от исторических реалий, обстоятельств жизни определенного лица, духовность имеет разнообразные формы. Но чаще всего выявления духовности наблюдается в творческой деятельности человека. Обратимся к распространенных примеров.

Рассматривая современную театральную премьеру (например, балет "Спартак") можем констатировать, что на сцене нет ни одного физического атома последнего века до нашей эры. Вся имеющаяся материальность непосредственно относится к XX ст. Сцена, реквизит, актеры, воздух, пыль, электромагнитное поле и т.п.- несомненно современные. Только за определенного уровня развития духовности (театральной культуры) зритель становится в определенное отношение к событиям, которые происходили две тысячи лет назад. В таких случаях считают, что сработала "духовность", ведь артистам удалось создать определенный образ событий, которые физически не происходят здесь и теперь.

Также выявления духовности можем наблюдать в творчестве отдельного ученого, инженера-конструктора. Математик взаимодействует с идеальным треугольником, квадратом, хордой, гіпотенузою и др., которые никому никогда не случались, которые признаются несуществующими реально, которые принципиально невозможно построить материально. Физики употребляют понятие "тело, на которое действует лишь одна сила или не действует никакой"; "абсолютно черное тело", "идеальный газ" и т.п., которые признают чисто абстрактными объектами, которые не могут существовать в действительности. Конструктор проектирует двигатель, который больше, чем существующие двигатели, должно быть приближенным к двигателя с идеальным коэффициентом полезного действия, что существует в воображении и никогда не будет создан реально.

В приведенных примерах действия людей побуждает духовность.

Творческая, полна духовности человек способен превратить камень на произведение искусства, дерево - на историческую достопримечательность, железную руду - на железнодорожную колею, то есть сделать так, чтобы природа