Проблема единства мира

Единство мираОдним из центральных вопросов самоопределения человеческого существования является проблема единства мира. По своей сути и содержанию она фактически делится на две подпроблемы: во-первых, - это вопрос о том, чем является для человеческой жизни мир в целом как существование; во-вторых, кем человек является для этого мира с точки зрения наиболее общего видения отношений "человек - мир".

По сути проблема единства мира является вопросом о существовании такой целостности, в которой, как уже отмечалось, основным элементом мира является человек. Раскрывая эту проблему, мы должны определить, что является наиболее общим во взаимосвязи, взаимоотношении "человек - мир", что делает эту систему, это отношение органично неразрывным, то есть единственным.

В наиболее общем виде история мировоззренческой культуры дает на это такие ответы:

* человек является причиной, источником, основой этой целостности;

* сам мир имеет объективный, природный характер существования;

* то, что стоит над миром и "правит" им.

История осознания человеком мира начинается с мифологии. Мифология, решая вопрос о взаимосвязи "человек - мир", пришла к выводу, что основой единства мира есть мир как природа. "Мир - природа" в данном случае может толковаться как способность рождаться, находиться в процессе рождения. При этом в мифологии понимание отношение "человек - мир" фактически отождествляется с представлением о абсолютную зависимость человека от природы. Мир един том, что он как природа и порождает человеческое существование, и забирает его. Более того, мифология не определяет различия между живыми и неживыми существами, человеком. Человеческими качествами в классической мифологии наделены все предметы: душу имеют камни, ветер, дорога, Солнце, Месяц и т.д. Свет, тьма, воздух, огонь, вода, земля способны переживать, думать, мечтать, желать. Итак, в мифологии единство мира объясняется естественным состоянием существования всех явлений, где человек является рядовым явлением. Наряду с полной зависимостью от мира, взаимосвязью с миром человек способен самостоятельно мыслить, действовать, как и все другие объекты мира. Общий вывод мифологии относительно единства мира такой: единство мира состоит в естественном характере его существование в соответствии с "основным законом возникновения и существования". В мифологии это разрешалось делать, поскольку понятие "природа" и "мир" для нее не тождественны, а только взаимосвязаны.

Качественно новым шагом в историческом развитии этой проблемы является религиозная позиция. Религиозное видение единства мира связано прежде всего с идеей "действия" сверхъестественной силы. Бог в религиях есть прежде всего творцом условий для существования человека, а уже потом человеческой жизни, то есть он - творец мира человека. И в конечном итоге, как доказывает религия, даже далекие планеты, на которых человек может никогда не побывать, существуют как акт божественного творения мира бытия человека. Если Бог их создал, то их существование, их совершенство и недостатки имеют значение для человека, появляются человеку только через божественный дар видения их. Свет далекой звезды, созданной Богом, становится миром человека только благодаря способности человека увидеть в ней величие Бога.

Следовательно, религия, абсолютизируя роль и значение Бога, формирует мнение - мир един благодаря единому Богу. Поскольку на Земле имеющееся как совершенное и несовершенное, то и человек имеет в себе эти крайности. Она грешна, а потому Бог побуждает ее к исповеди, покаяния, искупления грехов. Поэтому единство мира и обнаружения места человека в нем заключается в том, что совершенном характера божественной деятельности противостоит несовершенство человеческой жизни. Душа человека проникнута святостью, есть искра божественного духа, а тело грешное, несовершенное. Этим разделением мира на совершенный и несовершенный религиозный ум сделал выдающееся открытие, что касается проблемы единства мира. Религия провозглашает: единство заключается в противоположности совершенства Творца и несовершенства существования в мире Земли Богом созданного. Поэтому религия направляет человека на самосовершенствование и совершенствование окружающей среды: совершенный человек (святой) единственная из совершенным миром (праведные деяния). То есть единство в постоянном процессе (мир в процессе- человек в процессе).

Научное видение проблемы единства мира основывается на идее, которая превозносит человеческий разум. Научные представления предлагают рассматривать как образец единства мира человеческий организм. Существование организма человека считается яркой демонстрацией неразрывной связи механических, физических, химических, биологических, мыслительных процессов. Совокупность названных процессов считается качественно исчерпывающей относительно возможных форм существования в мире. То есть человек - живая система, которая неразрывно связана с изменениями, происходящими как в космосе, так и на земле и в ее недрах. Единство мира можно видеть и в том, что деятельностью людей руководят прежде всего явления, связанные с тем, что называют природными инстинктами. Следовательно, человек и человечество обеспечивают свое существование благодаря единству с естественным миром. Поскольку наряду с имеющейся природой признается существование созданной человеком "второй природы", способность человека превращать мир в соответствии со своими потребностями, признается высшей формой существования единства мира. Наука подчеркивает, что только человеку присуща способность определять эти потребности и интересы, давать теоретическое обоснование и оформление этого преобразования мира (образование качественно новых сущностям). Глубинность единства мира и человека, которая действует целенаправленно, заключается также в том, что человек способен прогнозировать последствия своей деятельности, а также отказаться от нее, осознав ее пагубное влияние на окружающую среду.

Наиболее общей формой решения проблемы единства мира есть философская, в которой можно выделить две позиции. Первая - единство мира состоит в том, что он (мир) объективно существует. Вторая - единство мира определена сознательной деятельностью человека.

Относительно первой позиции отметим, что понятие "мир" фактически исключается понятие "человек". В этом случае предлагается мысль: мир является целостным явлением том, что он сам по себе возник (является причиной самого себя). Почему это именно так, этого человек не знает и не может знать. Относительно второй позиции отметим, что она фактически не принимает во внимание объективное существование мира природы, абсолютизируя субъективный мир человека.

Бесспорным, с точки зрения современных научных данных, считается, что сначала возникла сама Земля как явление природного мира, а уже потом возникло человеческую жизнь. Однако для человека вне ее сознанием мир не существует. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Тем более, что отношение "человек - мир" свое окончательное оформление получает именно в процессе мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что единство мира состоит прежде всего в реальном существовании отношение "человек - мир". Это отношение в наиболее общем виде может быть определен так: без человека для человека мира нет. Следует отметить, что это положение не означает невозможности существования в мире никаких отношений вне человеком. Они возможны, но принципиально неизвестные нам, поскольку известно человеку дано ей только через отношение "человек - мир" и никак иначе. При этом человек осознает, что собственное совершенство она выбирает сама, абсолютизируя ее с целью организации наиболее благоприятных условий для собственного существования, для достижения собственного счастья. При этом человек не отрицает наличия определенного совершенства в других живых существ, которые сами имеют свое отношение к миру. Человек даже способна представить возможность существования таких существ, которые близки ей по уму или значительно совершеннее в преобразовании мира согласно своих мечтаний и желаний. Поэтому человек всегда в мире ищет нечто подобное к себе, в глубине души надеясь, что она ничего такого никогда не найдет.