Понятие насилия

НасилиеВся палитра социальных взаимодействий между индивидами, социальными группами, стратами и классами может носить как насильственный, так и ненасильственный характер. В узком понимании понятие «насилие» рассматривается только по отношению к конкретному индивиду и трактуется как лишение жизни, нанесение человеку физических повреждений или применение угроз. В более широком понимании понятие «насилие» характеризует применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий.


Насилие, применяемое одной стороной (личностью, социальной и политической группами, институтами и учреждениями, партиями и движениями и т.д.), вызывает адекватное противодействие другой стороны, которое приобретает более ожесточенный и упорный характер. Это ведет к эскалации насилия, к новым людским потерям и материальным затратам, к девальвации ценности самой человеческой жизни.

С исторической точки зрения, насилие является неизменным спутником человечества, особенно в новейшую эпоху. Так, согласно подсчетам Б. Нитшманна, только в период с 1945 по 1993 годы во всем мире насчитывалось 122 длительных вооруженных конфликта, из них 97 войн велись государствами против народов (например, Эритрея - Эфиопия (1961-1991), Карен - Бирма (с 1948), Западное Папуа - Индонезия (с 1962), Мискито - Никарагуа (1981-1989), и др.). Результатом всех видов вооруженных конфликтов стало не только появление около 36 млн. беженцев, из которых 20 млн. приходилось на народы, но геноцид государства в отношении народов, в ходе которого погибло 73,5 млн. человек. Всего, по подсчетам историков, за все ХХ столетие в различных вооруженных конфликтах, в первую очередь, в обеих мировых войнах, погибло около 200 миллионов человек.


В то же время, как утверждал французский философ Эмманюэль Мунье, бороться с насилием необходимо, но «стремление избежать его любой ценой означало бы отказ от решения всех великих человеческих задач». С французским мыслителем солидарен американский философ Пол Фейерабенд, который усматривает позитивное значение насилия в том, что оно, во-первых, позволяет преодолевать препятствия, воздвигаемые жестко организованным обществом, и, во-вторых, благотворно для индивида, так как дает выход его энергии и позволяет осознавать собственные силы. Разумеется, что апология насилия недопустима, учитывая его цену - погубленные человеческие жизни, но и однозначная оценка этого феномена социальной жизни также проблематична.