Трудовая деятельность человека

Философ Карл МарксТруд - это первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Изучение роли труда в развитии общества невозможно без самой сущности труда, отношения к нему, поскольку всё, что необходимо для жизни и развития людей, создаётся трудом. Труд - это основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от сяких человеческих форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была бы возможна сама человеческая жизнь. Карл Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.

Труд, это, прежде всего процесс, который совершается между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между своим существованием и природой. Также, немаловажно, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя её в целях создания необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создаёт материальные (пищу, одежду) и духовные блага (искусство, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, определяющая значение в круговороте общества в целом и отдельно человека.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют друг с другом, вступают в отношения и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено всё многообразие общественных явлений и отношений. 

Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворённость трудом, способствуют развитию личности.

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношение человека к труду. При этом человек не просто носитель каких-либо отношений. Реализуя эти отношения в процессе деятельности, он не только преобразует и присваивает «вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни», но и изменяет социальные отношения, «изменяет свою собственную природу», свои физические и духовные способности, свои скрытые силы. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определённые социальные качества.

Профессиональные способности, навыки в сочетании с физическими возможностями работников, несомненно, образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не только от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, но и в первую очередь от того, как человек относится к труду.

Заинтересованное, инициативное, добросовестное и творческое отношение к труду всегда имеет особое значение во время постоянного развития цивилизации. На поведение человека в труде, формирование его отношения к труду влияет множество различных факторов. Они стимулируют или, наоборот, замедляют увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта в различных ситуациях. Так, в условиях первобытного строя труд для человека не был бременем или обязанностью, а воспринимался как нормальная и естественная форма существования людей. Трудолюбие с давних пор является нормой. Трудолюбие как деятельность из внутренних побуждений проявляется тогда, когда сознательно сочетаются личные интересы и общественные мотивы трудовой деятельности. По отношению к труду можно судить о том, насколько он стал первой жизненной необходимостью, какую ценность он представляет для каждого человека, служит ли он средством самовыражения, самоутверждения или только средством удовлетворения его потребностей.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания. Творческий характер труда находит своё выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в сою очередь ведут к развитию и продвижению вперед.