Творческая деятельность человека

Философ ПлатонТворчество - это духовно-практическая деятельность человека, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых, никогда ранее не существовавших культурных ценностей, установление новых фактов, открытие новых средств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира. Фактически деятельность человека может выступать как творчество в любой сфере его жизнедеятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом, когда исследуется процесс, психологический механизм протекания акта творчества как субъективного акта индивида, и философском, рассматривающим вопрос о сущности феномена творчества. 

Вопрос о сущности и смысле творчества по-разному ставился и интерпретировался в разные исторические эпохи. Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного проходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое раньше не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, в дальнейшем, особенно, начиная с Платона, развивается учение об Эросе, как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. Воззрения на творчество в средние века философии связаны с личностным пониманием Бога, свободно творящим мир и актом своей воли вызывающим бытие из небытия. У Августина Аврелия человеческое творчество выступает как творчество исторического бытия, в котором конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Воля и волевой акт веры, а не разум, связывают человека с Богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира Богом. Это создает предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого феномена человеческого бытия. Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения, в которой этот феномен человеческого бытия осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса, тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. В эпоху Просвещения творчество начинает рассматриваться не только как высшая форма человеческой жизнедеятельности, но и как важнейшая предпосылка познания и преобразования окружающей действительности, как нечто родственное изобретательству.

В новейшее время исследовательское внимание к феномену творчества существенно возрастает в сфере психологии, для которой непосредственный научный интерес вызывает уже не столько абстрактная духовно-личностная природа творчества, сколько конкретные психологические компоненты и механизмы творческой активности личности.

В психологии творческая активность трактуется как комплексная характеристика личности, формирующаяся на основе относительно высокого развития общих и специальных способностей и проявляющаяся в успешной профессиональной деятельности, в высоком уровне мотивации и соответствующих социально-психологических установках, а также в особенностях интеллектуальных и личностных характеристик. Творческая активность является одним из существенных свойств личности, через которые наиболее полно проявляется индивидуальное, особенное в психологической организации личности. Применительно к деятельности это особенное находит свое высшее выражение в оригинальности (в отличие от шаблонности) решения той, или иной исследовательской или практической задачи. Можно выделить следующие компоненты, определяющие творческую активность личности:

• Соответствие задачи поставленной извне (технической, научной, исследовательской, управленческой), психологическим установкам личности. В большинстве случаев задача социально мотивирована, т.е. восприниматься субъектом как общественно значимая.

• Способность личности выделить принцип, лежащий в основе какой-либо конструкции, и использовать его в новых условиях. Для творческой личности характерным является восприимчивость к новым идеям, творческая смелость, любознательность, наблюдательность, способность преодолевать стереотипы, специализированный «перенос» приемов решения от задачи к задаче при решении, казалось бы, совершенно новых проблем.

• Способность личности определить так называемую «зону поиска», по собственной инициативе выходить за пределы исходно намеченной области исследования, искать и находить задачи, отыскивать конструктивные приемы, рационализирующие деятельность.

• Высокий интеллектуальный уровень: развитый вербальный и невербальный интеллект, пространственное представление и воображение, высокий уровень системных ассоциаций, способность к обобщению.

В самом процессе протекания творчества можно выделить следующие последовательные стадии:
«эмбриональная» стадия, на которой происходит возникновение какого-либо творческого замысла, часто еще очень смутного;
собственно начальная стадия, на которой происходит конкретизация замысла, первые поиски его определенности, постановка задачи и определение возможных путей ее решения;
стадия первого оформления замысла, в которой оценивается эффективность выбранных методов решения, разносторонне анализируется сама проблема, собирается и анализируется информация;
стадия главного оформления, когда выдвигаются гипотезы, осуществляется перебор различных предположений, человек сознательно занимается решением творческой проблемы. Именно на этой стадии нередко возникают моменты «творческого озарения», сопровождаемые соответствующими психическими состояниями на фоне эмоционального подъема;
завершающая стадия, когда происходит окончательное оформление, «кристаллизация» выработанной идей, оценка эффективности достигнутого результата, анализируется соответствие поставленной цели и конечного продукта.

Однако данная стадийность весьма условна, поскольку творчество выступает в качестве сплошного процесса, который трудно разграничить, а между стадиями можно выделить отдельные творческие паузы, во время которых обычно продолжается скрытый, так называемый, подсознательный творческий процесс и создание новых заготовок.

Из всех стадий протекания творческого процесса, наибольший интерес представляет собой момент возникновения потребности творить, который порождает собой целый комплекс психологических проблем. В данном случае необходимо остановиться на особенностях восприятия индивидом объективной реальности на разных уровнях организации психики, т.е. на процессах психического отражения в сознательной и бессознательной сферах. В психологии ясное и осознанное восприятие каких-либо впечатлений, ощущений посредством визуальных и мыслительных механизмов носит название апперцепции. Характерно, что этот процесс протекает в сознании, и сопровождается определенной активностью в эмоциональной сфере психики. Чаще всего подобное осознанное восприятие вызывает определенную реакцию на внутреннем плане и требует выхода во «внешний» мир. Подобное выражение осуществляется на эмоционально-чувственном уровне посредством языка или других средств объективации. Наиболее яркие эмоциональные «всплески» вызваны, как правило, сильным переживанием или потрясением на чувственной ступени восприятия и требуют соответствующего выхода во внешнюю сферу.

Отправным толчком к творчеству на самом первоначальном этапе его возникновения может послужить одно из таких сильных эмоциональных потрясений, сопровождающихся возникновением сильной негативной установки, приводящей к скрытому комплексу, в основном из-за осознания индивидом своей неполноценности. Подобные эмоциональные потрясения чаще всего испытываются в детстве, или в раннем возрасте, когда психика человека наиболее подвержена внешнему влиянию. При этом главным здесь является то, что, получив сильную эмоциональную нагрузку, сознание не «выплескивает» эмоции во внешний мир, а наоборот, «замыкает» их внутри, что и становится причиной возникновения своеобразного конфликта на внутреннем плане. Далее происходит своего рода столкновение сознательной и бессознательной сфер психики, и переход из одного в другое. Не найдя выражения в сознательной области психики, конфликт вытесняется в подсознание и там и остается на неопределенный период времени, проявляясь иногда в случайных оговорках, описках, некоторых элементах поведения, и т.д., т.е. там, где проявляется бессознательное. В определенный момент, когда личность получает возможность каким-либо образом выразить себя, подобные конфликты становятся причиной острой потребности самореализации посредством творчества.

При этом точно определить такой момент, в который возникает эта потребность трудно, т.к. подобное стремление может возникнуть неожиданно, независимо от возраста, социального и материального положения индивида. Наиболее вероятно, что это происходит тогда, когда создаются наиболее оптимальные условия для полноценной реализации индивидуума как творческой личности, т.е. соответствующие его индивидуальным запросам, сознательным потребностям и установкам, способностям и талантам. Творчество здесь является средством самореализации личности. В творческой деятельности находят свое отражение личные переживания человека, что может быть выражено в каких-либо отдельных элементах его творений (элементы картин, герои литературных произведений и т.д.). Именно поэтому в комплексе с другими характеристиками индивидуума, по отдельным частям его творений можно составить психологический портрет личности.

Однако причиной возникновения внутренних комплексов могут стать не только сильные эмоциональные «всплески», сопровождающееся ясным восприятием на уровне апперцепции, но и более «пассивные» на эмоциональном уровне факторы, способствующие неполноценному формированию личности. При этом индивид может и не испытывать сильного эмоционального потрясения, т.е. на эмоционально-чувственном плане это может и не восприниматься, однако в подсознании это наложит определенный отпечаток. В этом случае имеет место механизм перцепции, т.е. смутное и бессознательное восприятие, также сопровождающийся возникновением комплекса из-за осознания индивидом своей неполноценности. Факторами, способствующими неполноценному формированию личности, могут стать либо отсутствие отца или матери в первые годы жизни, либо подавление каких-либо особенностей личности, навязывание чего-либо несвойственного ей, подавление эмоциональных сфер психики и т.д. Неполноценность в плане семейного воспитания, взаимоотношений в социальной среде откладывается на подсознательном уровне в виде комплекса, который и может найти свое выражение в форме творчества.

В обоих случаях наблюдается возникновение комплексов на внутреннем плане, что позволяет интерпретировать творчество как определенным образом преобразованные внутренние комплексы, возникающие из-за подавления эмоциональных сфер психики, сильных негативных установок на эмоционально-чувственном плане, из-за недостаточного выражения во внешнюю среду стали причиной возникновения острой потребности самовыражения личности посредством творческой деятельности.

Загрузка...