Казацкие Летописи

Особое значение среди летописей 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. имеют исторические сочинения, посвященные казацким войнам. Отсюда их условное название - «казацкие», «казацко-старшинских» летописи, хотя от летописей в традиционном смысле они значительно отличаются. До нас дошли три выдающиеся казацкие летописи - Самовидца (о событиях 1648 - 1702, вероятный автор - Роман Ракушка-Романовский), Григория Грабянки (1710, о событиях от возникновения казачества к 1709) и Величка (1720, о событиях в Украине 1648 - 1700).

Во всех этих летописях не только подробно рассказывается об освободительной войне украинского народа 1648-54, а подается экономическая, политическая и культурная характеристика страны, представляются факты из истории России, Польши, Венгрии, Швеции, Молдовы, Турции и др.. Источниками казацких летописей были давние украинские летописи, собственные наблюдения, воспоминания современников, документальные материалы (правительственные официальные и частные письма, акты, грамоты, универсалы), произведения чужеземных историков, народные легенды, предания и т.п..

В 30-х pp. XVIII в. неизвестный автор составил «Краткое описание Малороссии» (рус. язык) о событиях от Киевской Руси до отмены гетманства в 1734. В 1765 Петр Симоновский скомпоновал «Краткое описание о казацкий народ» с описанием событий от древнейших времен до 1751. Автором «летописца или описание краткого знатнейших действ и случаев» о событиях в Украине с 1506 по 1737 был, вероятно, Яков Лизогуб. 1770 в Прилуках полковой обозный Степан Лукомский составил «Собрание историческое» с описанием событий в Украине в XIV - XVI вв.

Казацкие летописи будто завершают летописный этап украинской историографии. Исторические произведения настоящего времени, например, "История Русов", по жанровым особенностям открывали новый этап в развитии украинской исторической мысли, в частности нового метода передачи исторических знаний: не через констатацию событий и ее интерпретацию, а через анализ и обобщение всей суммы исторических знаний, доступных исследователю.

Важным образцом этого жанра был «Летопись Самовидца». С джерелознавчого взгляда летопись изучали М.Максимович, О.Левицкий, О.Бодянский, М.Петровский, Д.Багалий, Грушевский. Им интересовались и высоко оценивали Шевченко, Костомаров, Франко, Яворницкий, М.Возняк и др..

О.Левицкий считал, что подлинный текст "Летописи Самовидца" описывает события с 1648 до 1702 г. События 1703-1734 гг - дописаны позже писцом. С этим мнением будто соглашаются все исследователи.

М.Петровский, Грушевский и другие исследователи считали, что автором летописи был казацкий старшина Роман Ракушка-Романовский. Этот вывод выводится прежде всего самого текста. Заступник видел "Конотопская чудо" 1652 г. присутствовал при осаде Смоленска 1654 г. участвовал в походе войск Юрия Хмельницкого 1662 г., в Черной раде 1663 г., наблюдавший за боем войск Брюховецкого с армией С. Яблоновского под Белой Церковью 1665; 1669 находился в Новгород-Северском, когда гетманом избрали Д.Многогришного подобное. Как известно из других источников, старшина, который был свидетелем указанных событий - это прежде Роман Ракушка-Романовский. Однако это не является прямым свидетельством.

"Летопись Самовидца" ценен тем, что описания многих событий в нем сделаны очень реалистично. Автор пытается говорить только правду и очень осторожно относится к различным слухам. Оригинальной является версия Самовидца о том, как Б.Хмельницкий впоив переяславского Ильяша Орменчика для того, чтобы забрать у него привилегия Владислава IV; убедительно описан ход Корсунской битвы; подробно говорится о посольство Адама Киселя на Рождество Христово 1649 г и др..

Очень негативное отношение Самовидца в союз Хмельницкого с татарами.

Вообще, автор постоянно высказывал негативное отношение к орды.

Образно представлены походы Б.Хмельницкого и избрания гетманом Юрия Хмельницкого; притязания Выговского разрешения на время военных походов брать для себя из рук и двора "Ю.Хмельницкого булаву и бунчук, есть символы власти.

Реалистично описаны в летописи расправы шляхты над населением, в том числе над еврейским.

К числу страшных последствий войны относится и описание так называемого Конотопа чуда. / / Очевидным признаком "Летописи Самовидца" является то, что перед нами - произведение полностью светский. "Летопись Самовидца" написан светской украинским книжным языком, близким к народноразговорного.