«Хроника из древних летописцев» Феодосия Сафоновича

Во второй половине XVII в. в Украине было написано два исторических произведения, по жанровым особенностям бы продолжали традицию летописания, прежде манере начале рассказа "от сотворения мира" или от патриарха "Ноя после потопа". Вместе произведения существенно отличались от летописного жанра - в них предпочтение отдавалось освещению проблем исторического развития по тематическому принципу, а не по годам. При этом заметна обостренное внимание к освещению тех событий, которые, по мнению авторов, были определяющими. То есть на украинской историографии, как и в искусстве, отразились барочные воздействия.

Такими произведениями стали Хроника Феодосия Сафоновича, написана 1672-1673_рр., И "Синопсис", изданный в свет 1674 по благословению Киево-Печерского архимандрита Иннокентия Гизеля.

Возникновение этой группы исторических произведений свидетельствовало о новом этапе в развитии историографии, который характеризовался переходом от летописания и накопления исторических знаний к исторической науке.

Феодосий Сафонович был игуменом Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. Это свидетельствует заголовок произведения: "Кройника с литописцов древних ...

Год написания (1672) - это год падения гетмана Демьяна Многогрешного и начало гетманства Ивана Самойловича, когда в украинском обществе зарождалась автономистских идеология.

По летописной традиции Ф.Сафонович начинает свое повествование с легенды о потопе, о разделе мира праотцом Ноем между его сыновьями, рассказывает б тогда объяснения о том, откуда происходит название славян; откуда название россиян, отождествляет имя славян с именем сарматов, повторяет легенду о приглашении трех князей - Рюрика, Синеуса и Трубода, которые с собой и название рус принесли.

Все произведение состоит из трех книг и приложений: "Хроника о Руси», «Хроники о начале и прозвище Литвы", "Хроники о земле полских".

Хроника "Ф.Сафоновича во многих отношениях повторяет; южнорусские летописи за Ипатским списком. Одновременно в общий украинской летописный сюжет Ф.Сафонович вносит много исторической информации, взятой из других хроник, в том числе польских и других зарубежных.

Интересной в "Кройницы ..." есть информация о родословной украинских княжеских семей, в частности князей Вишневецких.

Три книги "Кройникы ..." имеют значительное количество исторической информации, которую Ф.Сафонович почерпнул из источников вне русскими летописями Ипатском списка. Считают, что та часть произведения Сафоновича, которая называется "Кройника о Руси", написанная на основе какого-то позднего свода юго-русского летописания XI-ХШ вв. - "Особая редакция южнорусского свода конца XIII в.". Ю.Мицик предложил называть ту редакцию Златоверхим летописи. Однако для украинского читателя XVII в. наибольшей новизной выделялись части "Кройникы ...", посвященные истории Литвы и делам литовских князей, так же "Кройника о земле Полской".

Сквозь все произведение Ф.Сафоновича отчетливо проступает позиция патриота, защитника чести и традиций Руси и православной церкви. Хотя внешне он идет "Повесть временных лет" и принимает версию о приглашении варягов, но подчеркнуто возвеличивает Кия; Владимира Великого хвалит за то, что выбрал православную веру, а не какую-то другую "мерзскую". Восхвалял Сафонович галицко-волынских князей Романа Мстиславича и Даниила Романовича, которого называет королем. Симпатии автора - на стороне тех литовских князей, которые оставались верными православию. Так, он с восторгом пишет о Константине Кориатовича, который отказался стать польским королем. Спорным является отношение Ф.Сафоновича до Б.Хмельницкого. Он то одобряет позицию гетмана по польских королей Владислава IV и Яна Казимира, то резко его осуждает за то, что допустил "мордерства" поляков над русскими. Не одобрял Сафонович союза Б.Хмельницкого с татарами.

Источниковедческий анализ "Кройникы ..." Ф.Сафоновича, сравнение с древними русскими летописями, историческими произведениями польских и других авторов показывает, что она содержит значительный пласт оригинальной исторической информации как с древнерусских времен, так и по истории Великого Княжества и Польского Королевства, истории казачества и по другим вопросам, в частности с периода нескольких десятилетий перед созданием "Кройникы ..."