Украинская национальная традиция в Густинской летописи

Это украинская летопись начала 17 в. Состоял в Густинскому монастыре (в с. Плотности, ныне Прилукского района Черниговской области). Оригинал Г. Л. не сохранился. Авторство и время написания достоверно не установлено. Один из исследователей Г. Л. А.Ершов выразил мнение, будто его составил 1623-27 гг украинский культурный и церковный деятель З.Копистенський. Сохранился список, переписанный 1670 иеромонахом Густынский монастыря М.Лосицьким. В предисловии к Г. Л. переписчик подчеркивает значение для человека исторических традиций ее народа, призывает распространять исторические знания. Г. Л. содержит изложение истории Украины со времен Киевской Руси до 1597 г. включительно и имеет название «Кройники». Автор использовал древнерусские, польские, литовские, византийские и другие известные ему летописи и хроники, сделав на полях ссылки на источники, из которых он заимствовал фактический материал. Однако Г. Л. не является простой компиляцией из различных источников. Это оригинальная историческая работа о внутреннем положении Украины, ее связи с Россией, о политике Литовского княжества, шляхетской Польши и Турции, о грабительские нападения турок и татар на Украину и т.п.. Заканчивается Г. Л. тремя самостоятельными разделами: «О происхождении казаков», «О введении нового календаря», «О начале унии». В последнем разделе летописец гневно обличает верхушку православного духовенства Украины и Белоруссии, которая предала свой народ и заключила с шляхетской Польшей и Ватиканом Брестскую церковную унию 1596 г. Автор решительно осуждает захватническую политику польской шляхты и выступает против предателей своей родины - князей церкви, украинских и белорусских феодалов. Добавлено Г. Л. языке, близком к тогдашней украинской народной речи. Достоверность его значительно выше современных ему польских хроник.

Однако не все в летописи написано на основе рациональных знаний. Не за традиции тогдашней историографии летописец рассказывает много невероятных легенд и слухов, написанных к нему в исторических произведениях. Так, он повторяет легенду о смерти Олега от укуса змеи, которая выползла из черепа коня, что "давно уже сдох": как Кромер и Бельский, написал также о г Вербославську Малгорату, которая 21 января 1269 недалеко от Кракова якобы за одними родами родила 36 детей, о том, что того же года на восьмой день после Рождества в Калуше родился теленок с семью головами и др.. Однако эти небылицы, в плену которых продолжает-: вал оставаться автор, определяют ценность Густинского летописи, а оригинальная историческая информация второй его части, отражение в нем духовной атмосферы в Украине первой трети XVII в.

Наряду с Густынским летописи всегда называют еще Летопись Густынский монастыря, который называется "Летописец об учреждении и создание монастыря Густынского". Он охватывает 1600-1640 гг, рассказывает не только о монастырской жизни, но и о важных событиях всего украинского народа: деятельность Сагайдачного, восстановления православной иерархии, отношения между православием и унией.

По своему научному значению Г. Л. является выдающимся памятником украинской историографии 17 в.