Полемическая литература

Полемическая литература (от греч. «Воинственный») - литературное творчество церковно-теологического и художественно-публицистического характера в Украине.

Полемическая литература возникла в результате «зацепок от католиков», то есть с началом окатоличивания Украины. Хотя отдельные полемические выступления против попыток папы римского и католицизма вообще подчинять своей власти не только Запад, но и Восток, в частности восточное славянство, начались уже во времена Киевской Руси, вскоре после раскола 1054 г. единого до христианства на два враждебных лагеря - римо -католический и греко-византийский.

На развитие полемической литературы повлияли такие события как реформа календаря по приказу папы Григория в 1581 году и официальное уведомление унии на Берестейском Соборе 1596 года.

Особого развития Л. получила в 16-17 вв., Когда католицизм стал религиозно-идеологическое наступление на православие, а также в связи с Брестской церковной унией 1596 г. Толчком для развития Л. стала книга польского публициста - иезуита П. Скарги "О единстве церкви Божьей» (O jedno?ci ko?cio?a Bo?ego) (Вильно, 1577 г.).

Среди украинских политических, церковных и литературных деятелей не было единой позиции относительно событий, которые происходили. Среди сторонников украинского православия уния породила тревогу и вызвала целую волну протестов в виде полемических трактатов и памфлетов.

В ответ появились анонимные памфлеты украинских православных литераторов, произведения выдающихся украинских писателей-полемистов Г. Смотрицкого, Х. Филалета, И. Вишенского, С. Зизания, М. Смотрицкого, С. Копыстенского, М. Андреллы и др.. В частности, «Апокрисис» («Ответ»), изданный в Остроге польской (1597 г.) и староукраинском (1598 г.) языках, написанный Христофором Филалета в ответ Петру Жалобы, гневно выступает против коварной политики папства и предательских действий верхушки украинского духовенства, предостерегает, что польско-благородная политика социального и национально-религиозного угнетения украинского и белорусов может вызвать народное восстание. «Апокрисис» имел большую популярность в Украине и Беларуси.

«Календарь римский новый» Смотрицкого «борется» за независимость «русской веры» с иезуитом Б. Гербест, критикует католическое учение о божественном происхождении папской власти и отвергает григорианский календарь. Произведение Смотрицкого не всегда соблюдается теологических аргументов, зато использует юмор с присказками и пословицами, написанный на языке приближенной к народу, и поэтому становится доступным широким массам.

Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступлением католицизма. В своих произведениях они поднимали вопрос реформирования самой православной церкви, коллективного управления ее делами, высмеивали косность и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социально-политические проблемы: неравноправия людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особый полемический пафос выделяет произведения Ивана Вышенского. Например, в «Послании к епископам" он обличает духовенство как стяжателей, что забыли Бога. Единственным способом спасения человека от эгоизма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вышенский эмигрировал в Грецию и стал монахом-отшельником в одном из святых пещер на горе Афон.

Писатели-полемисты Мелетий Смотрицкий в произведении «Тренос», Захар Копыстенский в «Палинодии», Иван Вышенский в «Совете по очистке церкви» выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу «чем хуже, тем лучше» . Дело в том, что православные священники, которые предназначались сеймом, часто были недостаточно образованными, отличались сомнительными моральными и личностными качествами. Один из таких священников, Кирилл Терлецкий, предстал перед судом за убийство и изнасилование. Имели место вымогательство денег у прихожан, распродажа церковного имущества и земель. Вследствие этого, как и за задумывали те, кто проводил такую ??политику, дискредитация и как следствие, вытеснение православной церкви католической было бы неизбежным.

Полемическая литература стала важным идейным оружием в борьбе за социальное и национальное освобождение украинского народа и способствовала подъему национально-освободительного движения.