Когда молчали пушки

Как часто в течение 14-16 вв. нашим предкам приходилось браться за оружие, война не стлумила в них стремление творить. И во времена князей-рыцарей, и за казацких времен на нашей земле было немало талантливых людей. О некоторых из них вы уже узнали: это и Юрий Дрогобыч, и князь Василий (Константин) Острожский, и странствующие певцы-кобзари, имена которых не сохранились до нашего времени ... Досадно, но мы действительно знаем об этих победителей духа меньше, чем о родовитых рыцарей или овеянных славой казацких вожаков. А вот оставленный ими в наследство следующим поколениям - сокровищница знаний и опыта, без которых трудно представить наше настоящее. Например, уникальные львовские сооружения, является символом города,-Братская Успенская церковь с башней (колокольней) Корнякта появились именно в те времена.

Мало кто знает, что современный школьный урок должен далеких «предшественников» - уроки в украинских школах, заложенных православными братствами. Эти школы называют братскими. Первый такой заведение появилось во Львове 1586 p., Впоследствии их в Украине было около тридцати. В братских школах детей обучали на родном языке. Кроме начальной грамоты, в школах осваивали арифметику, иностранные языки. Сеть братских школ сделала образование доступной для многих украинский, ведь двери в них были растворенными как для детей из состоятельных семей, так и для бедных. О грамотности населения Украины тех времен остались многочисленные свидетельства иностранцев.

Конца 16 - начала 17 вв. достигает история украинских высших учебных заведений. Первым таким учреждением, как вы узнали, считают Острожской академии, созданной украинским православным князем Василием (Константином) Острожским. Острожская академия действовала недолго, однако его опыт унаследовала Киевская коллегия, которая в течение длительного времени была единственным высшим учебным заведением не только в Украине, но и всей православной Европе.

С тогдашними школами и коллегиями-академиями связано зарождение украинского театра. Из различных предметов в них излагались правила составления стихов, а также законы декламации (произнесение). Школьники писали стихи и речи, а затем произносили их друг перед другом. Так было обнародовано стихи, написанные на смерть гетмана Конашевича-Сагайдачного. Так, ученические декламации и были первыми представлениями.

Все, кто имел возможность видеть храмы у разных народов, замечали, что едва ли не лучшими по внутренним убранством являются украинские православные церкви. Особой торжественности нашим храмам предоставляет внутренняя стена с иконами - иконостас. Непревзойденными мастерами иконописи тех времен были Федор Сенькович и Николай Петрахнович. Оба художника были родом из западноукраинских земель, а мастерства учились дома и в славных европейских мастеров. Вот почему в их иконах сочетаются украинский малярные традиции и достижения художников Европы.

В 1561 появился первый перевод Священного Писания живым, понятным народу, на украинском языке. Но большая книга называется Пересопницким Евангелием, поскольку была переписана монахом Пречистенского монастыря в местечке Пересопнице. ей уготована богатая испытания судьба, однако пережив их, книга уцелела и ныне является национальной святыней, на которой присягают на верность украинскому народу наши президенты. В те времена пришелся расцвет украинского песенного творчества. Думы и исторические песни, созданные народными певцами, воплощали идею любви к родной земле и освобождение ее от завоевателей, утверждали веру в неминущисть победы добра над злом. Веками эти уснопоетичних произведения не только воспитывали борцов за волю Украины, но и учили поэтическому мастерству. Великий поэт Украины Тарас

Шевченко писал:

Наша дума, наша песня Не умрет, не погибнет ... Вот где, люди, наша слава, Слава Украины.

Учебное заведение, которое называем Киево-Могилянской академией, поставь года 1632. Жизнь ему дали две киевские школы - школа Киевского братства, которая действовала на Подоле от 1615 p., И Лаврская школа, основанная 1631 тогдашним настоятелем Киево-Печерской лавры Петром Могилой. Собственно, Петру Могиле принадлежала инициатива слияния двух школ в одну и создание на этом фундаменте школы высшего типа, или коллегии. Вскоре Киевскую коллегию стали называть академией, поскольку она предоставляла высшее образование и была подобна европейских университетов. А еще к названию присоединилось фамилия Петра Могилы - ему она обязана своей жизнью. Года 1992 славную Киево-Могилянскую академию был возрожден. Как и триста лет назад, она питает для Украины ученых, дипломатов, художников.