Город Иерихон

Важным городом сутки неолита был Иерихон в долине г. Иордан, неподалеку от Мертвого моря (VII тысячелетие н.э.). Этот город упоминается в Библии. Небольшое за площадью (3,5 га), оно было окружено каменной стеной с круглой башней.
Раскопанные города свидетельствуют о распространении осевшего образа жизни человека, окультуривание злаков и приручения животных.
Миновали тысячелетие. Постепенно возникает род.


Род — это коллектив родственников, которые вели общее хозяйство, жили вместе и имели общего тотема. Род отличался от первоначальной компании тем, что в нем существовала мораль — правила поведения, необходимые в обществе. Это уважение к старшим, общая забота о детях, о людях преклонного возраста, выполнение своих обязанностей перед родственниками и т.п.
Род составлялся с нескольких десятков людей. Женщины присматривали детей, готовили пищу, коптили мясо, шили одежду со шкур животных, а мужчины ходили на охоту.


Главой рода был вождь. Он заботился о благосостоянии рода, знал магию. Вождь должен был быть еще не старым, физически крепким и здоровым. Старый или немощный вождь был не в состоянии исполнять свои обязанности, поэтому его могли даже убить.
Вождю помогали старейшины — старые опытные мужчины, их уважали за жизненный опыт, который они сохраняли и передавали из поколения у поколения. Территорию, которая принадлежала какому-то одному роду или племени, с луками, реками, лесами, покладами кремня, лесными зверями, называют экологической нишей рода.


Когда род разрастается, он начинает давить на границе этой ниши, стараясь их «раздвинуть». Ему в ней становится тесно, потому что уже не хватает харчив или запасов кремня. Это называется демографической давкой. Тогда род нападает на другой род, стремясь захватить чужую территорию и расширить свою экологическую нишу.


Однако границы экологической ниши можно раздвинуть и мирным путем — усовершенствованием орудий работы, изобретением новых технических устройств. Так происходило качественное развитие человека. Когда род разрастался, молодые семьи отделялись и селились на новом месте. Но связей со своим старыми родом они не порывали. Коллектив родственных родов, которые жили рядом, велели одинаковый образ жизни, изготовляли подобные орудия работы, разговаривали одним языком и майя общего тотема, — это племя.