Острожская академия

Каменная Башня Острожского замка бросалась в глаза издалека. Каменный громада, окруженный глубоким рвом и склоны валом, служило надежной защитой для семейного гнезда князей Острожских. Безопасно чувствовали за стенами замка и многочисленные книжники-ученые-любомудры, печатники, поэты, которые приходили отовсюду на радушное приглашение хозяина. И именно туда, за Острожской ворота, к волынской ячейки наук, следовавший из далекой чужбины грек Никифор.

- Сегодня, Федор, отдохнем, - подбодрил он своего спутника и ученика. - Нет в этом крае обладателя искренней за старого князя Острожского.

- А может, зря мы отказались от предложения польского канцлера преподавать в Замойский академии? - Спросил учителя Федор. - Мне, слово канцлера весит больше, чем обещания русского князя.

- Что нам канцлер Речи Посполитой, когда идем к человеку, богатство которой вдвое превышает доходы всей Польши, - сказал Никифор. - Скоро, Федор, ты увидишь не просто князя, а некоронова-ного короля русского. Однако приглашение в Острог не только выгодно, но и почетное. Ведь идем к пылкого сторонника православной веры, не отрекся от своих убеждений даже ради польской короны. Вскоре бывший преподаватель греческих наук одного из европейских университетов и его ученик прибыли в Острог. Почетных гостей провели во дворец, где их встретил князь Константин.

Приветственная речь хозяина замка была страстной и доброжелательной. Князь рассказывал про древнюю величие Киевской Руси, которую могут возродить образование и усердное служение отцовской вере.

- Не является ли загубленный Киев болезненным укором нам, украинским князьям, которые за незначительные привилегии отказались памяти и веры! Не мы виноваты, что уже полновластно хозяйничают на наших землях иноземцы зайди! - Озабоченно завершил Константин.

- С радостью принимает, князю, к твоей весьма благородному делу, - сказал гость. - Пусть из Острога по всей земле вашей разольются полноводные реки мудрости.

- Начали мы, Никифор, по подготовке к печати Святого Писания. Собрались в Остроге ученые мужи, чтобы осуществить этот величественный замысел. Длительной и кропотливой была работа. Однако и славный конец имеем. Вот где, посмотри, - князь осторожно развернул большую книгу,-первая полная церковнославянский печатная Библия - не как вещь земная, но как дар небесный.

- Хорошая работа, - сказал грек. - Где нашли такого искусного печатника?

-Дал приют беглецу из Московского царства Ивану Федоровичу. С ним и напечатали сначала «Букварь», повторив Львовское издание, а чуть позже - вот эту Библию.

- Что же теперь беспокоишься, княже? - Спросил Никифор.

- Радует меня, что, переложив Библию, не разошлись от меня книжники, а наоборот, принялись тут, в Остроге, каждый к своему делу: учат детей Божьему слову, языкам, музыке, пишут стихи и ученые трактаты. Поэтому имею в Остроге не только типографию, но и академию. Однако мечтаю, друг, чтобы не уступала Острожская академия европейским университетам. Предпочитаю, чтобы преподавались - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и так, чтобы никто нам не забрасывал с гордостью и самолюбием, что из славянских языков, видите, ни одна не может быть ученым. Вот и пригласил тебя, известного профессора, на помощь в этом деле.

Долго еще совещались князь и гость, как преодолеть наступление чужой латино-языковой церкви и науки, за высокую ученость которой украинский приходится платить слишком дорого - должны отрекаться собственной речи и рода. Много спорили, и в одном были непоколебимо: Острожская академия и впредь оставаться оборонницею родительской веры и исконных традиций. Знаете ли вы, что первые украинские типографии появились в конце 15 в. в Кракове, тогдашней столице Польского королевства, в состав которого входила часть украинских земель? их владельцем был Швайпольд Фиоль. Года 1491 Фиоль напечатал несколько книг для православных украинский. Оформлены они были так, как западноукраинские рукописные книги, в послесловиях приняты тогдашнюю украинский литературный язык. Интересно, что в работе над теми книгами участвовал авторитетный европейский ученый королевский врач Юрий Дрогобыч. Этот одаренный украинской, родом из галицкого города Дрогобыча, вторил себе путь в науку, получив образование сначала в Краковском университете, а затем в знаменитом Болонском, что в Италии, был даже его ректором - первым среди украинских, которым приходилось там учиться. С появлением книгопечатания связано развитие искусства гравюры, ведь именно в технике гравировки выполнялись иллюстрации к печатных книг. Слово «гравюра» происходит от французского слова гравюр, значит резьбы, а точнее оттиск на бумаге с доски, на которой было вырезано (выгравировано) рисунок.

Преемником Фиоля в печатном деле на восточнославянских землях был белорус Георгий Скорина. Белорусские и украинские земли на протяжении длительного времени входили в состав Великого княжества Литовского. Итак, связи между ними были живыми и постоянными, а отпечатанные белорусским мастером книги служили и украинский. В 70-х pp. 16 в. появилась типография во Львове. Заложил ее Иван Федорович. 14 февраля 1574 во львовской типографии Федоровича увидела свет церковная книга «Апостол». Того же года вышел «Букварь» - первый на нашей земле печатный учебник. Вскоре Иван Федорович переехал по приглашению князя Острожского в Острог, где 1581 напечатал (средства князя) знаменитую Библию. До сих пор ученым известно пять книг, отпечатанных Федоровичем в Остроге.

Своим положением и той властью, которую имел, Василий (Константин) Острожский обязан отцу - Константину Ивановичу Острожскому. Ему выпала судьба не менее яркая, чем сыну. Но если малыш Острожский вошел в украинскую историю прежде всего как культурный деятель, то старший известен как полководец. Не счесть походов и битв, в которых участвовал князь Константин. Занимая должность главнокомандующего Великого княжества Литовского, он слыл победоносного рыцаря. Особенно громкие победы получил, защищая южные границы Великого княжества Литовского, то есть украинские земли. Хотя эпоха монгольского нашествия прошла, степь угрожал жизни Украинской новыми кочевниками - татарскими ордами. Словно смерч, налетали они на украинские города и села, грабили и разрушали их, а жителей уводили в плен. Мудрый князь Острожский нашел эффективные средства борьбы против нападающих.