Сокровища Нетленные

От княжеских времен наши предки оставили богатейшее наследие на ниве просвещения, литературы, живописи, церковного строительства. Разнообразную деятельность человека, направленная на удовлетворение его религиозных чувств, художественных вкусов, интересов относительно познания мира, называют духовной жизнью. За княжеских времен духовной жизнью Украинской занималась христианская церковь. Именно при церквях и монастырях тогда создавались первые школы и библиотеки, существовали ячейки, где переписывались книги, работали летописцы, мастера иконописи. Из церковных деятелей было немало талантливых ученых, писателей, ораторов. Поэтому неудивительно, что тогдашние памятники по содержанию и назначению были преимущественно церковными. В полной мере это касается и искусства живописи. Тогда еще не рисовали таких привычных ныне картин, как, скажем, пейзаж или портрет. Свой талант русские художники проявляли, создавая иконы, то есть изображение Иисуса Христа, Девы Марии, ангелов, святых. Источники сообщают, что иконописные мастерские существовали в Киеве, Чернигове, Галиче и других городах. Однако большинство икон XIV вв потеряно. Мало известно и о тогдашних иконописцев. Так, более или менее достоверные свидетельства остались об одном из первых русских иконописцев, киевского мастера Алипия.

Выдающейся достопримечательностью иконописи княжеской Украине является икона Богородицы из Успенской церкви в К-рогобужи, что на Волыни. Ученые нашли ее совсем недавно - в середине 80-х pp. 20 в. Возвращенная из забвения кропотливым трудом реставраторов, эта икона хранится в Ровенском краеведческом музее.

Из тогдашних художественных памятников больше всего поражают величественные изображения мозаик и фресок, которыми украшали храмы. Настоящим чудом является мозаики Софийского собора. Из среды литературных произведений того времени особое значение для историков имеют летописи. Исследователи считают, что летописание на наших землях возник еще при князе Аскольде. Правда, древнейшие летописи не уцелели. Древние летописные своды использовал летописец Нестор, составляя «Повесть временных лет». К продолжений летописи Нестора относятся Киевский и Галицко-Волынская летописи.

Великой славы зажили древнерусские строители. Они создавали великолепные сооружения из дерева, камня и кирпича. Были то церкви и соборы, княжеские и боярские дворцы, защитные башни и въездные ворота. До сих пор с тех сооружений всего сохранилось храмов, которые хотя и подвергались разрушениям, но каждый раз бережно восстанавливались. Собственно, поэтому многие церковных сооружений периода Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества сейчас имеют несколько иной вид, чем во времена их создания. Но никакие позднейшие перестройки не смогли затмить той особой красоты, которой полны храмы XIV вв. Украшением современного Киева являются соборы: Софийский, только восстановлены Михайловский Златоверхий и Успенский Киево-Печерской лавры, церковь Богородицы Пирогощи. Чернигов славен Спа-со-Преображенским, Борисоглебский и Успенский соборы, Ильинской и Пятницкой церквей. Особой прелести Владимиру-Волынскому предоставляет Успенский собор, а поселку Крылос, неподалеку Галича - церковь Святого Пантелеймона.

В Украине, наверное, не найдется человека, который не слышал бы о славном мужской монастырь - Киево-Печерскую лавру. Расположен он в Киеве на живописных склонах над Днепром. Основан около 1051 p., Как полагают, Антонием Печерским. Сначала монастырь находился в пещерах, - отсюда и название. Пренебрегая малейшими удобствами, монахи-отшельники в тех пещерах усердно молились, потому что именно в молитве видели путь к спасению.

Перемены в жизни монастыря произошло, когда его возглавил ученик Антония - Фео-пор. Этот выдающийся церковный деятель, которого так же, как и Антония, был признан святым, старался, чтобы Киево-Печерский монастырь стал образцом неутомимого духовной работы - подвижничества - для распространения христианства. Под руководством Феодосия началось строительство главного храма монастыря - собора Успения Пресвятой Богородицы, или Успенского. То строительство начало превращения монастыря в ведущий центр культурной жизни княжеской Руси-Украины. Вокруг него группировались выдающиеся церковные деятели, книжники, иконописцы, в монастыре действовала переписывающих мастерская, создавались летописи, церковные и светские литературные произведения, переводились из других языков богослужебные и другие книги. Монастырь строился, в нем появлялись новые сооружения, одновременно рос его влияние на духовную жизнь.