Владимир Мономах

Владимир Мономах был внуком Ярослава Мудрого. Именем Мономах он обязан своему деду со стороны матери - византийскому императору Константину Мономаху. Глубоко понимая пагубность междукняжеских распрей, Владимир Мономах прилагал усилия для объединения Киевского государства. Он, в частности, стал одним из организаторов встречи найвплы-вовиших князей в Любече, во время которой было достигнуто соглашение о совместных мерах в борьбе против кочевников. Свое имя прославил также удачными походами против половцев. Поэтому неудивительно, что именно его, переяславского князя, года 1113 киевляне пригласили на великокняжеский стол. По Мономаха (а князь правил в Киеве до 1125 г.) развернулось большое строительство в Киеве: был построен мост через Днепр, несколько храмов. Снова начала обогащаться государственная казна. Мудрый владыка, Мономах, пусть и временно, приостановил усобицы и объединил большую часть Киевской Руси.

Мономахова поучения

- Слышал я от одного киевского книжника - молодой послушник оглянулся и понизил голос, - что растет где-то в степях питье, которое якобы имеет чрезвычайную силу над человеческой душой. Может, и тебе, брат, приходилось читать о нем?

- Многие придумывают люди ... - Монах склонился над книгами, развернул какую-то очень давнюю и уже начал читать, и вдруг поднял глаза на послушника. - О зелье, говоришь?

- Было это, - пересказывал мне то книжник, - с давних времен и далеко от нашей земли.

- Земли Русской, - подхватил монах, - уже двенадцать лет не знала разбойных нападений хищного степи, цвела, как когда-то за Ярослава Мудрого, наслаждаясь миром и покоем. Потому нашелся из числа русских князей настоящий сын этой земли - положил конец княжеским распрям, а затем победил кочевников-завоевателей, отогнал их за море. Многие крупные дел, просветили Русскую землю, словно солнце, успел завершить Владимир Мономах, так звали князя, но кончился его земной век.

Однако не везде сожаление и скорбь вызвала эта весть. Докатилась она до половецкой степи, надежду и воинственный пыл всколыхнула в сердцах кочевников. «Отомстим за Мономахе обиды. Будет Русь покоренной »- загудел степь молодыми голосами. «А где же найти себе проводников? - Спрашивали молодых седые деды. - 3 всех вождей остался у нас один хан Серная, и тот болен ». «Ищем брата Отрока-хана, захваченного когда-то в плен Мономахом. Полюбовался он уже на чужбине сытым покоем, пусть возвращается в родной степи »- кричала молодежь. И отправился в далекое путешествие мудрейший из половцев - певец Ор. «Как не вернешь нам Отрока-хана, то вечно жить со своей бесталанностью», - предписывали ему в дорогу. Долго бродил по миру Ор, пока не нашел Отрока. Но не убедил его ни словом своим, ни пением: забыл Отрок, с детства живя в княжеских палатах, о своей отчизне. И тогда решился мудрец на последнее - вытащил из-за пазухи веточку сухого Евшан-зелье ...

- Так же произошло чудо? - Нетерпеливо спросил послушник.

- Чудо? Отрок-хан действительно вспомнил дух родной степи и вернулся домой ... Но только не в зелье сила, - монах сокрушенно покачал головой. - Потому и наши леса и луга богаты травы, а с того. Умер Мономах, и снова залихорадило Русь княжескими потасовками.

- Разве не могут князья, братья кровные, между собой договориться?

- Легко это тем, у кого добро в сердце и мыслях. Ведь собирались русские князья на советы. Присяга, крест святой целовали. Так было при жизни Владимира Мономаха в Любече. Съехались князья в Любецкого замка. «Зачем, - спрашивали друг у друга, - мы губим Русскую землю, сами про-

Монах (ненец) - верующий человек, отреклась обычного светского (мирского) жизни ради служения Богу.

Слово монах - славянское, оно происходит от прилагательного черный, поскольку именно такого цвета бывает одежда у монахов.

В украинском языке для обозначения такого человека употребляется еще и слово монах, пришло из греческого языка, где оно означает один, одинокий, уединенный. Монахи-отшельники встречаются довольно редко, в основном они объединяются в общины - монастыри. ты себя усобицы действуя? А половцы землю нашу разносят и совете есть, что между нами война поныне. Теперь зьеднаймося в одно сердце и сохранит землю Русскую ».

- Почему же произошло так, как задумывалось? - Спросил юноша.

- Потому ищем силы зелье ... - Монах опустил глаза, увидел раскрытую книгу и погрузился в чтение.

- А где же она? - Смущенно спросил юноша.

- Ох, и интересный ты, брат, - оторвавшись от книги, сказал монах. - Возьми вон ту книжку. Почитай мудрое Мономахова слово. Может, поймешь.

Юноша расположился в темном углу на скамье, зажег свечу и развернул плотный пергамент.

«Пишу это наставление вам, любимые», - прочитал в начале. Плетение букв будто рисовало на пергаменте день за днем ??полна тревог и труда Мономахова жизни.

Вот он тринадцатилетним мальчиком отправляется из дворца в дальний поход. Сколько дорог времени пройден! Сколько неусыпного труда! «Сам делал все, что было нужно, - писал князь. - Весь строй и в своем доме я приводил, и в ловчих порядок сам государств, и в конюхов, и о соколов, и о ястребов я сам заботился ». Поэтому обращался Владимир Мономах тем, которые прочтут его наставления, с палкой установкой: «Не ленитесь, молю вас ... Лень - всему злому мать: что человек умеет, то забудет, а чего не умеет - того не учится ».

Пользуется Владимир Мономах славы справедливого правителя, который никогда и бедной вдовы не давал в обиду. Поэтому и сыновей учил:

«Убогих не забывайте, не давайте сильным погубить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевают убить его ».

... Незаметно догорела свеча, угасал и день. Время возвращать книгу. Послушник свернул ее и подошел к книжника.

- Спасибо, брат, за науку. Действительно, не в зелье сила. Вот только в чем?

- Для того, видимо, мы рождаемся, чтобы в работе и повседневной науке, держа, как говорил Мономах, «глаза долу, а душу - вверх», найти ответ на этот вопрос. Участником борьбы против половцев был новгород-северский князь Игорь. Года 1185 он вместе с братом Всеволодом, племянником Святославом и сыном Владимиром отправился в половецкие степи. Поход был не ко времени и плохо организован. Войско князя состояло из нескольких тысяч всадников, которые никак не могли одолеть многотысячной орды. Поэтому в степи Игорь нашел не славу, а позор: вся его жена погибла, а он с другими князьями попал в плен.

Обидное поражение тщеславного князя вряд ли надолго осталась в памяти потомков, если бы не сила поэтического слова. Дело в том, что поход князя Игоря воспел гениально одаренный руский поэт конца 12 в. История не сохранила имени художника, и это только добавляет таинственности его великому творению - поэме «Слово о полку Игореве». Несколько поколений историков, языка и литературы, поэтов и художников во многих странах мира стремятся решить загадку поэмы, и в центре научных и художественных исследований обязательно всплывает фигура князя Игоря и его окружения - семьи, друзей и побратимов, недругов и врагов. О князе написано сейчас значительно больше, чем о любой другой деятеля нашего прошлого - даже из тех, кто пользуется заслуженной славы. Имя же того, кому обязан своей популярностью Игорь, наверное, так и останется неизвестным.

Архистратиг - главный командир войска ангелов.


Известно ли вам, что времена раздробленности достигает современный герб украинской столицы? По княжеских усобиц древний знак Владимира Великого, а значит, и Киевской Руси, - трезубец потерял значение общегосударственного. Каждый князь стремился создать собственную символику, которая впоследствии закрепилась в гербах украинских земель. На Киевской земли трезубец заслонило изображения святого архистратига Михаила, который считался покровителем воинов и символом победы. Новый знак получил распространение в начале 12 в. Уже старший сын Владимира Мономаха великий киевский князь Мстислав пользовался печатью с изображением Святого Михаила. Позднее это изображение княжеских печатей перешло в герб города.