Белорусские земли в составе Киевской Руси

В VIII—IX вв. восточные славяне представляли собой ряд союзов племен, имевших общие черты. На территории Беларуси проживали главным образом кривичи. дреговичи и радимичи. Тех кривичей, которые жили в верховьях Западной Двины, вокруг своего главного города Полоцка, древнерусские летописи называли полочанами. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т. с. первоначальное государственное образование. Полочане собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел. отправления культовых обрядов. налаживания торговых отношений. Родство языков, материальной и духовной культуры обусловило при расселении восточнославянских племен сохранение их исторической и этнической самобытности. Единство восточных славян, их общее название неоднократно подчеркивали летописи. В «Повести временных лет» утверждается: «был един народ славянский», «славянский народ и руський одно есть».

 

Название «Русь», происхождение которого окончательно не выяснено до сих пор, закрепилось скорее всею первоначально за той частью восточных славян, которые жили вокруг Киева. Персяславля. Чернигова. Постепенно оно распространилось на всех славян Восточной Европы и их земли. К вопросу о происхождении термина «Русь» примыкает, в частности, так называемая норманнская теория происхождения русского государства. вызвавшая среди ученых споры, которые, начиная с XVIII в., не прекращаются и по сегодняшний день. Норманнисты не только сводят процессы возникновения Русского государства к интервенции норманнов, но и полагают, что слово «Русь» первоначально означало одно из этническо-племенных объединений варягов, которые передали в дальнейшем свое название славянскому населению, находившемуся под их властью.

 

Основанием для теории о происхождении государства Русь от варягов в числе других источников послужила «Повесть временных лет», где под 862 г. отмечено: «Изъгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в себе володетн, и не бе в них правды, и въета род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собс: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за морс к варягам, к руси. Сицс бо ся зваху тьи варязи русь... — Реша руси чудь, словени, и кривичи и весь: «Земля наша и велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Далее из летописи вытекает, что в результате зтого приглашения и появился на землях чуди, словен и кривичей Рюрик с братьями и со всей своей Русью.

 

Впрочем, каковы бы ни были истоки данного названия. бесспорным остается то. что политическая организация восточного слаиянства, его государственность начали складываться во второй половине I тыс. н. э. и окончательно оформились в X в. Ее центром до середины XII в. был Киев. Поэтому вполне оправданно. что Древнерусское государство принято называть Киевской Русью, которая была государственной организацией всего восточного славянства, в том числе и кривичей (полочан), дреговичей, радимичей. В этот период у восточных славян имело место единство этнографических и социально-экономических признаков, общественного и правового состояния, культурной жизни, территориального расположения.

 

С X в. у восточных славян заметным становится стирание племенных признаков: как н средствах производства и инвентаре, так и в погребальных обычаях превалируют общие черты. В тоже время археологические материалы говорят об углублявшейся социальной дифференциации. О составе населения Западной Руси в XI—XII вв. можно судить и по «Житии Ефросиньи Полоцкой», где говорится о «князьях и сильных мужах, черноризцах, простых людях». Приводятся в «Житии» и такие названия, как «сильные честные мужи», они же «бояре», «служанины». упомянута кормилица княжны Предславы и ее слуга Михаил.

 

Люди, занятые сельскохозяйственным трудом, в Древней Руси назывались смердами. Свободные смерды-общинники жили на принадлежавших им землях и платили дань государству. Зависимые смерды делились на четыре разряда: закупы, т. е.. взявшие у богатого ссуду («купу»), рядовичи, которые попали в зависимость в результате заключения договора («ряда»), изгои, порвавшие всякие связи с общиной, и прощен-никн, т. е. вольноотпущенные рабы. Были иногда и рабы («холопы»). Они являлись предметом купли-продажи, их можно было даже убивать. В «Слове», автором которого считают Кирилла Туровского, говорится, что господа «немилосердны на рабов своих или рабынь, и не дают им довольно пиши и одежды, и работой насилуют или иными бедами, и бьют не за дело». Работавшие непосредственно на господина зависимые люди на территории Беларуси назывались челядью.

 

В XI—XIII вв. усиливается борьба крестьян против феодалов, в руках которых сосредоточивалось все большее количество земель. Известный памятник права этого времени — «Русская правда» — содержит данные о различных проявлениях социальной борьбы — поджогах, порче межевых знаков, нежелании признавать долг, убийствах представителей княжеской администрации. В грамоте полоцкого князя Изяслава (около 1256 г.) говорится о выдаче бежавших «поручников. должников, холопов».

 

В X—XI вв. в наиболее развитых и густонаселенных районах, в местах пересечения важных путей сообщения стали возникать города. В летописях, хрониках и других письменных источниках, относящихся к IX—XIII вв.. названо более 35 городов, находящихся на территории Беларуси. Если исходить из документов, то самым древним является Полоцк, который упоминается под 862 г. Затем — Витебск (974). Туров (980). Заславль (985). Упоминания о Друцке. Бресте, Копыси. Браславе, Минске, Орше. Логойске, Лукомле, Пинске относятся к XI в., о Борисове. Слупке, Славгороде. Новогрудке. Гродно. Кричсве. Клецке. Гомеле. Рога-чеве. Брагине. Мозыре. Мстиславле. Чечерске — к XII в. Города являлись центрами социально-экономической и политической жизни определенных регионов. Как правило, город состоял из укрепленного центра -детинца, окольного города, который также обносился оборонительными сооружениями, и неукрепленных посадских поселений- В городах жили князья и находилась княжеская дружина. В них сосредоточивались также светские и духовные феодалы, сюда стекалось и население, занимавшееся ремеслами и торговлей. В городах были развиты гончарные, бондарные, кузнечные, кожевенно-сапожные, косторезные, ювелирные виды ремесел.

Загрузка...