Украинское национально-освободительное движение

Украинское освободительное движение

Украинское национально-освободительное движение

Пережив в августе болезненный кризис, вызванный правительственной инструкцией, Центральный Совет начал выискивать новые ресурсы и мобилизировать их на достижение своей программной цели. Мощнейшим ресурсом УЦР как и раньше была массовая поддержка украинских масс, которых двурушническое поведение правительства еще больше объединило вокруг Центрального Совета.

Всеукраинский совет рабочих депутатов по поводу правительственной инструкции принял постановление, в котором признала правительственное решение враждебным интересом украинского народа и узурпацией прав демократии, обратила внимание Центрального Совета "на организацию народных масс около жизненных лозунгов момента и на объединение всех негосударственных наций России в борьбе за автономно-федеральный строй".

Единому фронту угнетаемых народов России украинские политики предоставляли большого значения. Идея проведения съезда порабощенных народов России (так он стал называться в окончательном итоге) была обоснована еще на Украинском национальном конгрессе. Съезд работал в Киеве с 21 по 27 сентября. В нем участвовали 93 делегата - представителя от литовцев, эстонцев, белорусов, Молдовы, евреев, грузинов, бурятов, донских казаков.

Чтобы удержать съезд в рамках легальности, О. Керенский прислал своего представителя М. Славинского - украинского поэта и публициста, который постоянно жил в Петрограде и возглавлял в правительстве Особенное совещание из провинциальной реформы. Характерно, однако, что по приглашению организационной комиссии съезда не отозвалась ни одна русская политическая или общественная структура. Приветствуя съезд от имени Временного правительства. М. Славинский признал, что "общественная свобода еще не обеспечивает народов от национального гнета.

Такое обеспечение возможно лишь при автономном строю". Он отмечал, что правительство не считает себя в праве перед Учредительными собраниями провозгласить федеральный уклад, но не препятствует всякой работе на местах, которая имеет своей целью установления автономного и федерального строя. Но это было личное мнение М. Славинского, а не позиция правительства.

М. Грушевский, которого избрали почетным председателем съезда, выступил с речью 2З сентября. Он заявил, что федерализм является спасением для России, тогда как жестокий централизм, унаследованный от царских времен, приведет ее к гибели. Приветствуя М. Славинского как представителя центрального правительства, он выразил надежду на то, что пассивное отношение правительства к национальному вопросу уже меняется, и наступает другое понимание интересов Русской Республики.

Но председатель Совета вынужден был заметить: "Я не буду лицемерить, нами не руководит какое-то чисто платоническое доброжелание в Россию. Мы не достали ничего доброго в наследство от старого правительства и ничего стоимостного не видели от нового. Пока что он хранит систему подавления стремления народов".

В резолюции съезда отмечалось, что главным недостатком государственного строя России является чрезмерное сосредоточение законодательной и исполнительной власти в едином центре. Это вызывало невозможность эффективного функционирования государственной машины. Получало экономическое развитие и вело к эксплуатации окраин центром. Многонациональный состав России и разнообразие национальных культур, народного хозяйства и исторического прошлого делают единственно пригодной формой государственного строя именно федерацию.

Национальности, распыленные по всему государству, как, например, евреи, должны получить право на экстерриториально-персональную автономию, а национальности, которые представляют меньшинство населения в определенном крае или области, - право на национально-персональную автономию. Чрезвычайно важным был пункт о том, что созыв Всероссийских учредительных собраний не должен препятствовать краевым учредительным собраниям, в задание которых входит проработка форм внутренней организации автономных учреждений народа или края.

Следовательно, съезд народов России солидаризировался с решениями августовской сессии Центрального Совета.

Съезд образовал новую общественную организацию - Совет народов с пребыванием в Киеве. Ей поручалось теоретически обосновать работу по созданию Российской Федерации. Председателем Совета народов было избрано М. Грушевского. Не принимая во внимание то, что Центральный Совет не отклонил инструкцию, в украинском руссе исчезли голоса поддержки Временного правительства, которые часто можно было услышать в начале революции. Наоборот энергия, с которой Украина клеймила правительство, рослая и крепла, набирая разнообразных форм.

Решительный протест антиукраинской политике Временного правительства выразил II Киевский губернский украинский съезд, который состоялся 1-2 сентября в Киеве. Рядом с другими решениями съезда он вынес постановление о немедленной организации по всей Киевщине свободного казачества, которое "будучи в распоряжению украинских революционных институций, несло бы обязанности народной милиции и защищало интересы трудового народа Украины и украинскую революцию".

На осень в 1917 г. состояние экономики в стране резко ухудшилось, в связи с этим деструктивные тенденции приобрели громадный масштаб. Государственная власть особенно на местах теряла остатки общественного доверия и не могла обеспечить общественный порядок.

17 октября газета "Новый совет" с болью писала об ужасной картине разрухи: "Отовсюду, а больше всего с правой стороны Днепра, губерний Подольской, Волынской и Киевской идут к Генеральному секретариату отчаянные телеграммы о том, что наступила страшная анархия, идут грабежи, уничтожения общественного добра и резня.

Просыпаются даже погромные эксцессы, когда делаются покушения на добро и жизнь еврейской людности, как было в старину, а вообще погромы частного добра, отдельных личностей и групп людности сделались обычным явлением, при чем сознание безнаказанности за плохие поступки предоставляет ворам небывалой смелости. Край становится жертвой беды, тяжелой, более страшной од войны и нашествия".

Подобная ситуация требовала адекватных действий населения. Идеи самообороны приобрели широкую поддержку. В этой связи в Украине развернулся процесс создания свободного казачества, он был взят под контроль Центральным Советом. В Генеральном секретарстве внутренних дел был подготовленный проект устава казачества, а в Украинском военном генеральном комитете был создан специальный отдел для организации свободного казачества.

На мысль В.Верстюка, активнее всего она происходила в сентябре. И вот по каким причинам. Во-первых, выросла потребность самообороны, во-вторых, процесс организации свободного казачества взяла под свой патронат УЦР. И в-третьих, украинское село благодаря крестьянским союзам было уже достаточно организованным, чтобы творить отряды самообороны.

16-19 октября в 1917 г. в Чигирине, давней гетманской столице, состоялся Всеукраинский съезд свободного казачества, которое на тот момент насчитывало в своих рядах до 60 тыс. казаков. Съезд принял ряд политических резолюций, в которых в частности требовал от Центрального Совета "немедленно особым актом объявит саму широкую национально-территориальную автономию Украины и немедленно приступит к решительному проведению ее в жизнь". Съезд осудил инструкцию Временного правительства и высказался за немедленный созыв Украинских Учредительных собраний.