Второй Универсал Центральной Рады

Второй универсал

Второй Универсал Центральной Рады

Всероссийский съезд рад рабочих и солдатских депутатов рекомендовал Временному правительству войти в понимание с органами украинской революционной демократии. Руководители меньшевиков и эсеров контролировали съезд и разделяли ответственность за государственные дела с Временным правительством, на этом базировалась идея коалиционного правительства.

Для правовой части Временного правительства, министров-кадетов украинское национальное движение было таким же проявлением революционной стихии, как требования советов заключить немедленный мир или экспроприировать собственность помещиков и капиталистов. Они готовы были идти на определенные уступки, чтобы в другой, более благоприятной политической ситуации взять их назад. Мира этих уступок в их представлении была меньше, чем у политических лидеров социалистов, положение которых полностью зависело от настроений народных низов.

Но относительно освободительного движения в Украине, которое неожиданно приобрело чрезвычайный масштаб и силу, среди партий, которые образовывали Временное правительство, сложился достаточно шаткий консенсус. В Петрограде поняли, что нужен диалог с Киевом.

П. Милюков в своей "Истории второй русской революции" сообщает интересный факт: чтобы найти взаимопонимание с украинцами, сначала вызревшая мысль отправить в Киев специальную комиссию во главе с товарищем (заместителем) министра внутренних дел Д.Урусовым. В состав комиссии предусматривалось включить известных людей с высоким моральным авторитетом: узников Шлиссельбургской крепости П. Кропоткина и Г.Лопатина, академиков В.Вернадского и С. Ольденбурга, писателя В.Короленка и др.

Однако сами члены комиссии не поняли, о чем им надо договариваться, когда украинцы ожидали политических уступок от центрального правительства. Поэтому они отказались от участия в этой миссии, и правительству пришлось отправить в Киев наиболее авторитетных министров: И.Церетели, О. Керенского, М. Некрасова и М. Терещенка. Все они представляли левую часть правительства, которая выступала за тесное сотрудничество революционных сил. Главную роль в переговорах играл І.Церетели. грузинское происхождение которого предусматривало чувствительность к национальным проблемам.

11 июля в Киев прибыли И.Церетели и М. Терещенко. Первый день они провели во встречах с руководителями разных политических сил, чтобы оценить ситуацию. В этот день до них присоединился лидер левого крыла кадетской партии М. Некрасов. И.Церетели позже вспоминал: "Все без исключения члены исполнительных комитетов желали немедленно положить конец конфликта, продолжение которого было одинаково опасно и для русской, и для украинской демократии...

Такими же были настроения представителей несоциалистических демократических организаций в Киеве, с которыми в этот первый день говорили Некрасов и Терещенко. Даже руководители кадетской киевской организации не разделяли того негативного отношения к проекту соглашения с Советом, которое обнаружили Милюков и его сотрудники в Петрограде.

Григорович-Барский и другие киевские кадеты, которые видели на месте всю губительность сопротивления национальным требованиям украинского населения, выражали свое удовольствие по поводу правительственного решения стать к переговорам с Советом для проработки соглашения, способного положить конец конфликта".

12 июля в Киев прибыл третий член делегации Временного правительства О. Керенский, и начались официальные переговоры. Они шли нелегко, но за этот день сторонам удалось проработать основные положения соглашения. 13 июля, уже при отсутствии Керенского, который поехал на фронт, поздней ночью был выработан окончательный текст соглашения. Документ назвали проектом постановления "О национально-политическом положении в Украине".

Он имел компромиссный характер, обе стороны пригодились пойти на уступки с тем, чтобы получить крайне необходимы политические дивиденды.

Самым главным для Временного правительства было обязательство Центрального Совета не провозглашать автономию Украины самовольно, ее публичное осуждение самовольных

действий и признания окончательной санкции автономии Всероссийскими Учредительными собраниями. Это, так сказать, de jure. Dе fасtо, министры согласились признать Генеральный секретариат органом краевой власти. Состав Генерального секретариата формировался Центральным Советом, но подлежал утверждению Временным правительством. Центральный Совет оговорил за собой право разработать проект Устава высшего управления Украины, а также проект основных принципов земельной реформы в Украине.

Правительственная делегация настаивала на пополнении Центрального Совета представителями национальных меньшинств, которые проживали в Украине, а также на том, чтобы в соглашении окончательно не фиксировать территорию Украины, признав предметом управления Генеральным секретариатом 9 основных украинских губерний. Украинская сторона после длинных споров и консультаций сняла с повестки радикальный план реорганизации армии, пригодившись военные вопросы выделить для отдельных переговоров.

16 июля в 1917 г. В.Винниченко получил из Петрограда телеграмму за подписью О. Керенского, М. Терещенка да и.Церетели, в которой сообщалось, что правительство решило "назначить как высший орган для управления краевыми делами на Украине отдельный орган - Генеральный секретариат, состав которого будет определен правительством в согласии с Центральным Украинским советом, дополненным, на справедливых основах, представителями вторых народов, сущих на Украине в лице их демократических организаций".

Следовательно, правительство в общих чертах подтвердило решения, достигнутые несколько дней назад на переговорах в Киеве.

Того же дня был опубликован Второй Универсал Центрального Совета. В историографии ему уделяется гораздо меньше внимания, чем И, III и IV Универсалам, однако это чрезвычайно интересен и без сомнения ключевой для своего времени документ, который вызывал бурю политических страстей как в Киеве, так и Петрограде. При его голосовании в зале Центрального Совета "за" высказалось 114 членов Совета, "против" - 61, при этом воздержалось еще 23.

Как можно понять из результатов голосование относительное большинство членов УЦР стояли за сотрудничество с правительством, однако количество радикально настроенных на прекращение всевозможных договоренностей с правительством были немалым. Фактически по результатам голосования стояли два вероятных сценария развития событий.

Радикальный приближался к большевистской программе борьбы с правительством, умеренный делал ставку на единство действий демократических сил и определенную программу реформирования власти в соответствии с лозунгами национально-территориальной автономии Украины и федерально-демократической республики России. Признание Временным правительством Генерального секретариата высшим исполнительным органом власти Украины было серьезным шагом вперед до практического осуществления автономии. В то время как конфронтация могла привести лишь к моральному подрыву институтов власти.

Во всяком случае, так оценивали ситуацию сами участники событий

В книге "Возрождения нации", на которую мы уже ссылались не раз, В.Винниченко глубоко проанализировал корни взаимного компромисса. Он признал, что соглашение со Временным правительством "охлаждало температуру революционности масс".