Генеральный секретариат

Революция и центральная рада

Генеральный секретариат

Провозглашения И Универсала требовало создание рядом с Центральным Советом, который выполнял представительские функции, исполнительного органа, который бы проводил в жизнь решение УЦР. Сначала исполнительные функции взял на себя Комитет Центрального Совета, который был избран первыми общими собраниями УЦР.
1 апреля в 1917 г. в составе 20 лиц. Достаточно быстро состав Комитета расширился до 33 лиц, а между сессиями Центрального Совета он выполнял все ее функции. Комитет был перегружен работой, к тому же правила демократии требовали разграничения ветвей власти.
На закрытом заседании Комитета УЦР 28 июня было одобрено решение о создании Генерального секретариата, который должен был выполнять предписывающие функции.

Вскоре после этого на сессии УЦР М. Грушевский заявил, что создание Генерального секретариата не устраняет необходимость в Комитете, который имеет доорганизовать в Малый Совет и выполнять законодательные функции в перерывах между сессиями. Позже М. Шраг выступал с предложением предоставить Комитету в период между общими собраниями (сессиями) "все функции, которые принадлежат Центральному Совету". Численность Комитета была увеличена до 40 лиц. В середине июля Комитет вырос еще на 18 лиц за счет политических деятелей, представленных национальными меньшинствами.
После этой реформы он уже официально стал именоваться Малым Советом.
Малый Совет имел собственный регламент, за которым ее решения были приравнены к решениям Большого Совета. Отчеты Малого Совета перед Большой на всех общих собраниях имели информационный характер. Член Малого Совета от еврейской народной партии А.Гельденвейзер так определял ее место в системе власти, которая складывалась тогда, : "Малый Совет, только она имела значение, потому что пленум Центрального Совета собирался один раз за несколько месяцев и, воссоздавая в расширенном масштабе то же соотношение сил, не вносил ничего нового".
6 июля в 1917 г. был утвержден первый состав Генерального секретариата в количестве восьми генеральных секретарей и генерального писаря. К нему вошли: В.Винниченко - председатель и генеральный секретарь внутренних дел (социал-демократ), Х.Барановский - генеральный секретарь финансовых дел (беспартийный), С. Ефремов - генеральный секретарь межнациональных дел (эсер), Б.Мартос - генеральный секретарь земельных дел (социал-демократ), С. Петлюра - генеральный секретарь военных дел (социал-демократ), В.
Садовский - генеральный секретарь судебных дел (социал-демократ), М. Стасюк - генеральный секретарь продовольственных дел (непартийный социалист), И.Стешенко - генеральный секретарь образовательных дел (социал-демократ), П. Христюк - генеральный писарь (эсер).
Средний возраст секретарей представлял 37 лет (наистаршим был И.Стешенко, 44 года, самым молодым - П. Христюк, 27 лет). Пятеро из девяти секретарей имели законченную вишу образование (С. Ефремов, В.Садовский, М. Стасюк, И.Стешенко, П. Христюк), двое - незаконченную (В.Винниченко, Б.Мартос), С. Петлюра учился в духовной семинарии, а Х.Барановський получил знание самообразованием. В.Винниченко и С. Ефремов имели юридическое образование, но занимались литературной деятельностью, Х.Барановский, Б.Мартос, М. Стасюк и П. Христюк работали в кооперации.
Кооперация была или не единственным полем деятельности, на котором украинцы могли использовать свои способности, изменять и развивать национальное дело. С. Петлюра перепробовал много профессий, но опыт руководящей работы приобрел во время войны, когда работал в Союзе земств. За своей профессией работали только двое. В.Садовський, который закончил юридический факультет Киевского университета работал товарищем присяжного поверенного, а с 1915 г. получил адвокатскую практику в Киеве. И.
Стешенко закончил историко-филологический факультет Киевского университета и занимался преподавательской и научной работой. Должность по специальности в Генеральном секретариате имел только Х.Барановский.
Пятеро из девяти членов Генерального секретариата были украинскими социал-демократами, один - социалистом-федералистом, один - социалистом-революционером, а двое - беспартийными. Партия эсеров малое большинство в Центральном Совете, но сознательно отказалась от большинства в Генеральном секретариате, потому что не имела опытных менеджеров правительственного уровня. Решающую роль в этом сыграла позиция М. Грушевского, который формально оставался беспартийным, но участвовал в работе эсеровской фракции Центрального Совета.
По мнению главы украинского парламента, Генеральный секретариат должен был конструироваться на деловой основе, независимо от "процентов и национальных счетов".
9 июля на пятой сессии Центрального Совета была объявленная Декларация Генерального секретариата. Опубликована на следующий день, она объявляла цели и намерения Центрального Совета в революции.
В первую очередь, члены первого украинского правительства характеризовали тот орган, который сформировал его: "Центральный Совет достиг в своей национально-политической Деятельности серьезного, ответственного момента. Из исполнительного органа соединенных партийных и общественных групп, которым она была в начале революции, она стала высшим и не только исполнительным, но и законодательным органом всего "организованного украинского народа".
Определяя собственное место в государственно-созидательном процессе, они отмечали, что процесс превращения моральной власти в публично-правовую, со всеми свойственными ей компетенциями, функциями и аппаратами еще далеко не закончился. Свое задание они видели в том, чтобы ускорить этот процесс, помочь ему.
На первом этапе революции, указывалось дальше в Декларации, главным заданием Центрального Совета было объединение украинской демократии на почве только национально-политических домогательств. Теперь же, как подчеркивалось в документе, время выставляет требования более широкие: народ хочет объединиться для удовольствия и решения всех вопросов, которые выдвигает ему и экономическая, и социальная обстановка.
В соответствии с этим новый политический институт, которым был Генеральный секретариат, должен был охватывать все потребности украинского народа Потому его работа была разделена между отдельными секретарями, и каждый из них получил собственную сферу компетенции.
Анализ Декларации Генерального секретариата дает представления о том, которые понимали под автономией ведущие деятели Украинской революции.
В частности, начерчивая задание секретариату по внутренним делам (глава правительства оставлял его за собой), В.Винниченко ставил на первое место организацию, агитацию и пропаганду. В этом секретариате должны были быть сконцентрированы разные общественно-административные аппараты, образованные украинской демократией в ходе революции.
Следующим этапом работы секретариата становилась перестройка местной и общекраевой административной власти, постановка всех сельских, местечковых и волостных административных органов, земских управ, уездных и губернских комиссаров, городских дум и других органов местной власти в органическую связь с Центральным Советом.