Хозяйственная разруха

Хозяйственная разруха в Украина

Хозяйственная разруха

В первую очередь война воспринимается и описывается из-за боевых действий, стратегии и тактики генеральных штабов, описания театров боевых действий, эффективности оружия и героизма войсковиков. Это первое, но не последнее и возможно не самое главное лицо войны. После провала сценария "блицкрига" и перехода к позиционным формам ведения боевых действий основными показателями определения победителей и побежденных стали экономическая мощь воюющих сторон и степень модернизированности и мобильности обществ. Уже в 1915 г. в России дала себя знать целый ряд экономических проблем, преодолеть какие правительственные не удалось.

Во время войны Донецкий бассейн стал в большей степени оправдывать свое название "Всероссийской кочегарки". В связи с прекращением импорта угля (каким покрывалось 16 процентов его довоенного потребления) и потерей Домбровского бассейна (20 процентов довоенной добычи) Донбасс остался единственным большим поставщиком твердого топлива. Добыча угля достигла максимума в 1916 г. (1740 млн. пудов против 1540 млн. в 1913 г.).

Однако рост был обеспечен в основном за счет введения в действие мелких кустарных шахт, где добывалось низкосортное топливо. В результате Донбасс не удовлетворял полностью потребностей страны в угле. Россия все больше чувствовала топливный голод, что особенно отражалось на железнодорожных перевозках.

Перебои со снабжением руды и угля и ухудшения работы железных дорог отразились на сокращении объема выплавки чугуна и производства проката. Поскольку металл использовался в первую очередь для производства вооружений, в стране вспыхнул металлический голод.

Это особенно негативно отразилось на железнодорожном транспорте, который не мог теперь удовлетворять свои потребности в рельсах.

Милитаризация машиностроительной промышленности посадила на голодный паек гражданские отрасли промышленности и разрушила настроенные производственные связки. Вместе с тем щедрый дождь военных заказов способствовал появлению новых предприятий, особенно в крупных городах, которые имели развитую индустриальную инфраструктуру. Например, в Одессе за 1915-1916 гг. появились десятки больших предприятий машиностроительного профиля, в том числе авиационный завод Анатра.

В результате часть машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности в промышленном производстве выросла в городе из 12 процентов в 1914 г. до 44 процентов в 1917 г. Нехватка топлива, металла и сырья начала со второй половины в 1916 г. парализовать работу даже предприятий, которые выполняли военные заказы. Уполномоченный Особенного совещания из обороны по Катеринославскому региона в январе в 1917 г. докладывал, что из-за недостатка сырья остановилась половина доменных печей.

Количественные показатели развития рабочего класса были более-менее удовлетворительны. В результате мобилизации существенно уменьшились количество строительных и сельскохозяйственных рабочих. Однако число индустриальных рабочих, особенно в тяжелой промышленности, удалось не только удержать, но и нарастить.

Это не значило, однако, что мобилизация обошла квалифицированных рабочих тяжелой промышленности. Основная их часть пошла на фронт, а на предприятиях существенно увеличилась часть женского труда и труда подростков. В частности, среди рабочих промышленности количество женщин выросли из 5 тыс. в 1914 г. до 133 тыс. в 1917 г. Среди шахтеров и металлургов в 1917 г. насчитывалось 100 тыс. военнопленных. В Донбассе на шахтах работали десятки тысяч завербованных в Китае работников.

С первых месяцев войны цены на товары первой необходимости начали ползти вверх, намного опережая рост заработной платы. Да, средняя зарплата киевского рабочего в 1915 г. выросла сравнительно с предыдущим годом на 40 процентов. За это время цены на основные продукты питания (муку, хлеб, картофель, селедки, маслю) выросли в 2-2,5 разы. В результате покупательная способность населения существенно снизилась. На металлургических заводах Полдня она в начале 1917 г. уменьшилась сравнительно с 1913 г. на 32-43 процента.

Пользуясь тем, что в условиях военного времени бастовать стало намного тяжелее, владельцы и администрация предприятий увеличили рабочий день (на многих предприятиях - до 15 часов в сутки), ослабили внимание к охране труда и техники безопасности и начали "укреплять" трудовую дисциплину непрерывным штрафованием. На предприятиях Харьковской губернии, которые подлежали присмотру фабричной инспекции, в 1915 г. штрафовался каждый второй рабочий.

В сельском хозяйстве в связи с мобилизацией половины работоспособных мужчин основная нагрузка по хозяйству легла на плече женщин и подростков. Война вызывала существенное увеличение прямых и посредственных налогов, земских собраний, натуральных повинностей. Реквизиция для потребностей армии рабочего скота, особенно в прифронтовой зоне, нередко приводили к разорению крестьянских хозяйств. Из почти 4 млн. крестьянских хозяйств Украины в 1917 г. 1,8 млн. не имело коней.

Зимой 1916-1917 гг. продовольственное положение страны начало катастрофически быстро ухудшаться. До развала транспорта добавился еще один фактор: саботаж основных производителей товарного зерна, которыми были помещики, в результате их неудовлетворения установленными правительством ценами на хлеб. Военный министр в ноябре в 1916 г. сообщил Ставку верховного главнокомандующего, что нормальное снабжение армии хлебом становится невозможным, и он рекомендует сократить нормы питания для солдат.

Поставленное в безвыходное положение правительство 29 ноября приняло постановление о вводе принудительной розверстки хлебных поставок по губерниям и уездам.