Введение советской государственности в Украине в конце 1918 - начале 1919 г.

Политическая жизнь в 1918Отступив из Украины весной 1918 г. под давлением немецких войск, большевики не могли примириться с независимостью Украины. Появление такого государства не реализации лозунгов всемирной революции, но и меняла представление о Россию как великую мировую державу, ведь в Украине была сосредоточена значительная часть энергетических ресурсов, металлургической и машиностроительной промышленности, а главное - львиная доля продовольственных ресурсов, без которых голод мог достаточно быстро перечеркнуть все большевистские планы. Поэтому, признав УНР, а впоследствии: Украинское государство, большевистское руководство не прекращало разработки тайных планов возвращение Украины в состав Советской России.


Важным звеном этого плана стало создание КП(б)У и проведения ее первого съезда в июле 1918 г. под Москвой. КП(б)У создавалась как подразделение РКП(б), ее областная организация, а главная задача новой структуры заключалось в борьбе "за революционное объединение Украины с Россией на принципах пролетарского централизма в пределах Российской Советской Социалистической Республики".

28 ноября того же года ЦК РКП(б) санкционировал создание "независимого" Временного рабоче-крестьянского правительства Украины, который возглавил Г.Пятаков. Задание правительства было чрезвычайно простое: создавать иллюзию исконных украинских большевистских сил, а на самом деле прикрывать инвазию российских войск в Украину. Об этом мы писали в предыдущем разделе. В кругу своего близкого окружения об этом говорил и владимир ленин. В частности, в одном из писем к главкома Красной армии І.Вацетіса он писал: "С продвижением наших войск на запад и на Украину создаются областные временные советские правительства, призванные укрепить совета на местах. Это обстоятельство имеет ту хорошую сторону, что лишает возможности шовинистов Украины, Литвы, Латвии, Эстляндии рассматривать движение наших частей как оккупацию и создает благоприятную атмосферу для дальнейшего продвижения наших войск. Без этого обстоятельства наши войска были бы поставлены в оккупированных областях в невыносимое положение и населения не встречало бы их как освободителей".


В конце 1918 - начале 1919 гг. от Временного рабоче-крестьянского правительства Украины практически ничего не зависело, долгое время он находился на территории России в Курске и Суджи и лишь в начале января 1919 г. перебрался в Харьков, который захватили большевистские войска. От бездействия в правительстве разгорелись интриги и дрязги за место председателя, группа Ф.Артема стремилась сместить с этой должности Г.Пятакова. Распри были прекращены Москвой, которая назначила новым главой правительства Х.раковского. Это назначение наглядно показывает полную зависимость украинского советского правительства от воли большевистского центра.

Через неделю после приезда в Харьков, 29 января Х.раковский реорганизовал Временное правительство. По российскому образцу отделы правительства были названы народными комиссариатами, а сам правительство - Совет народных комиссаров. Наркомат военных дел возглавил Н.подвойский, внутренних дел - Ворошилов, образования - В.Затонський, земледелия - В.Мещеряков, продовольствия - О.Шліхтер. Председателем Украинского совета народного хозяйства стал Е.Квірінг, командующим Украинским фронтом - В.Антонов-Овсиенко. Артему поручили новый наркомат советской пропаганды. О.Хмельницький был наркомом юстиции, Б.Магідов - нарком труда, Ф.Земіт - нарком финансов, О.Жарко - наркомом путей сообщения, Н.скрыпник - нарком государственного контроля. Г.Пятаков не достал правительственного назначения и сосредоточился на партийной работе.

Еще в декабре 1918 г. была создана Всеукраинская чрезвычайная комиссия (ВУЧК), но ее руководители в состав правительства сначала не входили, а были подчинены ВЧК. Как уже видно из примера реорганизации советского правительства Украины, советская государственность в Украине слепо копировала российские образцы, формы и методы, в ней практически не было национальной составляющей. Даже название государства большевики изменили с УНР на УССР (Украинская социалистическая советская республика). В начале марта 1919 г. в Харькове состоялся III съезд КП(б)У. Его делегаты представляли свыше 23 тыс. большевиков, которые в то время работали в Украине. Съезд рассмотрел и утвердил все решения, которые должны быть приняты по советской линии на III Всеукраинском съезде советов. На первом после съезда пленуме Центрального комитета было создано политбюро ЦК. До первого его состав вошли секретарь ЦК КП(б)У Г.Пятаков, председатель Киевской совета рабочих и крестьянских депутатов А.Бубнов, председатель УРНГ Е.Квірінг, нарком земледелия УССР В.Мещеряков и председатель Совнаркома Х.раковский. Введение в состав политбюро ЦК наркома земледелия свидетельствовало о том, что партия большевиков готовилась к немедленному осуществлению коренных социально-экономических преобразований в сельском хозяйстве.

Со своим предшественником Г.Пятаковим, который получил второе место в компартійно-советской номенклатуре, Х.раковский не сработался. Через несколько месяцев незаметными, но искусными маневрами он добился устранения Пятакова с должности секретаря ЦК КП(б)У, влиятельность которой росла буквально на глазах. Секретарем ЦК КП(б)У с мая 1919 г. начал работать С.Косіор.

Обращает на себя внимание национальный состав политбюро ЦК КП(б)У: болгарин (Х.раковский), поляк (С.Косіор), немец (Е.Квірінг) и двое россиян (А.Бубнов. В.Мещеряков). Эта многонациональная команда состояла в основном из местных, а не пришлых работников, но среди них не было ни одного украинца. Вместе с тем во втором эшелоне власти находились авторитетные работники украинского происхождения, стоит назвать хотя бы В.затонского, Г.Петровського или М.Скрипника. Последний имел в РКП(б) очень высокий рейтинг, но в правительстве Раковского его назначили на второстепенное место и не избрали в состав политбюро ЦК. Кадровыми назначениями такого ранга занималось оргбюро ЦК РКП(б). Назначение или неназначения определенных лиц в состав политбюро ЦК КП(б)У свидетельствует о том, что российское компартійно-советское руководство опасалось сепаратистских настроений даже в собственной среде.

В связи с выбранной Ленин тактикой сотрудничества с левыми украинскими политическими партиями, которые проявили солидарность с советской платформой, им было разрешено провести свои съезды и принять участие в выборах делегатов на III Всеукраинский съезд советов. Съезды обоих лівоесерівських партий произошли почти одновременно со съездом КП(б)У. Украинские левые эсеры самоназвались - Украинская партия социалистов-революционеров (коммунистов), сокращенно УПСР (коммунистов-боротьбистів). В результате раскола Украинской партии левых социалистов-революционеров (УПЛСР), которая была ответвлением общероссийской партии левых эсеров, возникла Украинская партия левых социалистов-революционеров (борбистов). 

Обе партии заявили о переходе на советскую платформу, однако не соглашались с диктаторскими методами деятельности большевиков, вместо лозунга диктатуры пролетариата выдвигали лозунг диктатуры трудящихся классов и требовали обеспечить равные политические права рабочему классу и крестьянству.

Боротьбисти выступали за сохранение национальной формы украинского государства. В связи с этим деятельность партий была минимизирована.

III съезд КП(б)У принял резолюцию "Об отношении к мелкобуржуазных партий", в которой заявил о недопустимости любых сделок с ними. Но украинское село шло по боротьбистами, большевики не имели в нем большого влияния. Исходя из этого, ЦК РКП(б) 25 марта отменил эту резолюцию и обязал Х.раковского наладить сотрудничество с боротьбистами и борбистами.

III съезд КП(б)У рекомендовал Всеукраинском съезда советов, который должен был состояться, взять за основу при разработке Конституции УССР Конституцию РСФСР 1918 г. Она действительно была взята за основу, причем еще до созыва съезда, когда определялись нормы представительства на Всеукраинский съезд советов. По российской конституции рабочему классу предоставлялась решительное преимущество на выборах в Всероссийского съезда и губернских советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Ст. 25 Конституции РСФСР устанавливала, что Всероссийский съезд советов состоит из представителей городских советов по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей и представителей губернских съездов советов по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей. Пятикратное преимущество городского пролетариата позволяла построить советские органы власти так, чтобы они не выходили из-под большевистского контроля. Очень показательно, что в Украине количественные параметры представительства были еще более жесткими. Большевики не могли здесь доверять даже рабочим. Конкретные нормы представительства ЦК КП(б)утвердил следующие: один представитель от сельской волости (независимо от количества населения в ней), от 10 тыс. рабочих и от 1000 красноармейцев. Итак, делегаты съезда были сформированы в основном из среды красноармейцев, среди которых было не так много украинцев. Они по норме представительства превышали местных жителей в десять раз.

В соответствии с правительственным декретом со второй половины января в сельской местности Украины началась организация комитетов бедноты (уже распущенных в советской России). За январь и февраль военно-революционные комитеты были созданы на всей территории Украины, которая оказалась под контролем Красной армии. Опираясь на ВУЧК, большевистские ячейки, ревкомы и комбіди, Совнарком провел выборы на Всеукраинский съезд советов и добился желаемого результата. Среди 1719 делегатов съезда оказалось 1367 большевиков, 150 боротьбистів и 100 борбистів. 3"съезд начал свою работу с 6 марта, на второй день после завершения III съезда КП(б)У. Он утвердил представленный Х.Раковським состав Совнаркома и выбрал Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет (ВУЦИК) в составе 99 членов (89 большевиков и 10 боротьбистів). На первой сессии ВУЦИК, которая состоялась вскоре после закрытия съезда, председателем президиума был избран Г.Петровського, а членами - К.Ворошилова, В.затонского, С.Косиора и О.хмельницкого. 

Принята III Всеукраинским съездом советов 10 марта и утверждена в окончательной редакции ВУЦИК 14 марта 1919 г. Конституция УССР производила странное впечатление оторванностью от реальной жизни.

По Конституции УССР нельзя было установить, является ли республика независимым государством, или она входит в федеральный связь с другим