Какие османские владения существовали в Крыму?

Учитывая неудобства сообщения Крымского полуострова со Стамбулом, эффективный контроль Османов над Крымским ханством гарантировалось османской присутствием на полуострове. Здесь был создан провинцию с административным центром в захваченном в генуэзцев городе Кафа, чье название они произносили как Кефе. Изначально провинция получила статус санджака, который в XVI в. был повышен до ранга бейлербеилика без изменения территории.

 

Провинций состояла из столичного города Кефе, пяти уездов (Наги), которые служили одновременно судебными округами. На территории Крымского полуострова находились провинциальная столица и уезды с центрами в городах Судак, Мангуби, Керш. Уезд Азак находился в устье Дона, а уезд Тамань - на одноименном полуострове.

 

На территории провинции сразу по завоевании была введена практика служебных пожалований (Тимар), но ее скоро было отменено. Это произошло из-за назначения губернатором провинции 1497 принца Мехмеда сына султана Баезида, статус которого предусматривал значительно больше денежное содержание, чем для других должностных лиц, и следовательно, основные доходы этой небольшой провинции были отведены на его содержание.

 

Османцы по своей обычной практикой уничтожили на территории провинции мелкие крепости генуэзской и более ранней эпохи. Военное значение сохранили лишь крепости в Кефе, Керчи, Судаке, Мангупе, Баликлагу (Балаклава) и Ин-Керман.

 

Несмотря на принадлежность провинции Кефе Османской империи, на ее территории жила также определенное количество подданных крымского хана. В частности, это были судьи (кади) и ханские комиссары в фискальных и коммерческих делах.

 

Данные налоговых переписей первой половины XVI в. позволяют примерно оценить численность учтенного переписью населения крымских уездов в тридцать тысяч. Маловероятно, что население, не охваченных переписью, например монахи, было многочисленным. В самом городе и административном центре провинции городе Кефе насчитывалось почти четыре тысячи налогоплательщиков, что соответствовало примерно 16 тыс. Населения. Доля мусульман в населении города составляла почти половину, а остальное приходилось на этноконфессиональные общины православных греков, армян, евреев, а также существовала небольшая (34 налогоплательщики) отдельная община выходцев из Руси (русы). В остальных городах мусульманское население составляло меньшую долю. Села провинции преимущественно оставались с православным греческим населеннням.