Экономическая политика России

Экономическая политика России. В 2000 г. был подготовлен документ «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» , который определил стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание Президента и правительства во главе с премьер- министром М.М. Касьяновым была сосредоточена на решении серии неотложных вопросов.

Экономическая программа, которая стояла на повестке дня в России в начале ХХI в., Включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создание благоприятного инвестиционного климата, дальнейшую капитализацию экономики. Стратегической целью экономической программы было завершение перехода к современной рыночной экономики.

Для решения поставленных задач Президент В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию предложил экономическую доктрину, которая сочетала идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Государству отводилась роль силы, что не только обеспечивает равные для всех правила игры в экономике, но и осуществляет координацию всех сил для достижения общих целей быстрого социально-экономического развития страны. Уже вскоре после избрания Президент России провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, то есть ликвидации необоснованных привилегий и соответственно доходов, которые имели некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновниками и политиками. Новая власть во главе с Президентом В.В. Путиным пыталась создать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельности. Уже в 2000 г. экономика начала избавляться последствий кризиса 1998 г.

Экономическое падение, продолжавшееся в течение первого десятилетия реформ, изменилось подъемом. В 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. - на 5%, в 2002 г. - на 4,3%, в 2003 г. - на 7,3%, в 2004 г. - на 7,1 %, в 2005 г. - на 6,4%. Во многом эти показатели были обеспечены благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а именно высокими ценами на нефть и газ, но одновременно говорили и о развитии российской экономики. Важным фактором, который стимулировал экономический подъем, была налоговая реформа. Она началась с 2000 г., а ее главными задачами были: снижение налогового давления на предприятия, упрощение системы налогообложения для малого бизнеса, усиление роли добывающих отраслей как источника налоговых поступлений. Ставка налога для граждан с любым уровнем доходов была установлена ??в размере 13%. Вследствие этой реформы бюджет существенно пополнился налогами, «вышли из тени».

Единый социальный налог, введенный в 2001 г., заменил страховые взносы во внебюджетные фонды, что тоже способствовало частичному выводу заработной платы из «тени». В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в предыдущие годы она доходила до 35%).

Произошли изменения и в сфере малого бизнеса: снижены ставки налога для предпринимателей, которые использовали упрощенную систему налогообложения; утверждений список предпринимателей, которые имели право платить единый налог на прибыль. Одновременно улучшилась система налогового администрирования. В 2003 г. была введена система «единого окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговые органы. Несмотря на сохранение ряда серьезных проблем в налоговой сфере, она стала более дееспособной.

В 2001 г. доходы населения увеличились и опередили рост стоимости жизни. Реальные денежные доходы населения по сравнению с предыдущим 2000 г. Увеличились на 6%. В 2002 г. они выросли еще на 9%, в 2003 г. - на 14,5%, в 2004 г. - на 11%. Постоянно увеличивался уровень минимальной оплаты труда, росли пенсии и средняя заработная плата. 1 января 2004 за счет сверхдоходов от продажи нефти был создан Стабилизационный фонд. Средства фонда предполагалось направлять на снижение рисков, связанных с возможной неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные, по итогам 2005 г. составили ? часть от общего объема инвестиций. 5 сентября 2005 Президент Российской Федерации сформулировал концепцию приоритетных национальных проектов в социальной сфере. Вскоре были разработаны четыре приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Главной их целью было повышение качества жизни граждан Российской Федерации.

Экономический рост и реализация приоритетных национальных проектов началась, позволили по-новому рассмотреть демографическую проблему. 10 мая 2006 В.В. Путин предложил программу стимулирования рождаемости, которая включала комплекс мероприятий. Во-первых, увеличивалась государственная помощь по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет (до 1,5 тыс. рублей в месяц на первого ребенка и до 3 тыс. - на вторую). Во-вторых, выплаты женщинам, которые находились в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, увеличилось до суммы в 40% доотпускными заработка. В-третьих, был введен новый вид социальных выплат - компенсация затрат на детское дошкольное воспитание (ясли и детские сады). В-четвертых, увеличилась стоимость родовых сертификатов. В-пятых, была введена новая для России форма стимулирования рождаемости - «материнский капитал» в сумме 250 тыс. рублей, что предоставляется женщине, которая рожает второго ребенка. Эта программа начала реализовываться с 1 января 2007

Вместе с тем в экономике России оставалось много проблем. Укрепление рубля привело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности товаров российского производства. В 2006 г. в некоторых отраслях производства на смену росту, характерному для 2000-2005 гг, пришла стагнация.

Однако в целом в 2007 г. экономический рост в Российской Федерации составил 8,1%. Инвестиции в основной капитал, которые создавали основу для будущего развития экономики, увеличились на 21,1%. Быстро рос Стабфонд, что позволило разделить его в 2007 г. на две части:

Резервный фонд, предназначенный для компенсации потерь бюджета в случае внезапного ухудшения экономической ситуации, и Фонд национального благосостояния. ВВП России в конце 2007 г. превысил 1,5 трлн долларов США, что позволило России занять седьмое место в мире по размерам экономики. Подъем экономики обеспечило улучшение социально-экономического положения населения РФ. Реальные денежные доходы увеличились на 10,4%, реальная заработная плата - на 16,2%. Однако рост размера пенсий было недостаточно высоким и опережал инфляцию лишь на 3,8%, поэтому в 2008 г. пенсии были увеличены на 15%.

Повышение благосостояния граждан России и активизация демографической политики положительно сказались на рождаемости. В 2007 г. родилось 1602000 детей - на 10% больше, чем в 2005 г. За два года реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» смертность среди российских граждан снизилась на 10%. Однако рождаемость все же ниже, а смертность выше, чем 20 лет назад.

В 2008 г. острой экономической проблемой России оставалась высокая инфляция. В конце 2007 г. вместо запланированных 8,5% она составила 11,9%. Чтобы сдержать рост цен, правительство пошло на подписание соглашения с продавцами продовольственных товаров о временном замораживании цен. На рубеже 2007-2008 гг начали проявляться признаки мирового экономического кризиса, которые постепенно отразились и на экономической ситуации в России.