Реформа управления в России

Реформа управления в России. Трагические события в Северной Осетии в августе 2004 г. - захват террористами общеобразовательной школы - продемонстрировали критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. 13 сентября 2004 Президент России выступил с предложениями о новом порядке избрания губернаторов, депутатов Государственной Думы и образование Общественной палаты. В конце 2004 г. его предложения получили силу закона. Согласно этому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового губернатора. Президент получил право отзывать его за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Недоверие губернатору имели право выразить и законодательное собрание.

Произошли изменения и в системе выборов депутатов Госдумы, она стала пропорциональной. В 2002 г. были внесены изменения в законодательство юридических федерации, а в 2004 г. с федеральным законодательством. Главным аргументом в пользу перехода к партийным выборам стало стимулирование развития партийной системы в стране. На формирование крупных общенациональных партий были направлены и другие мероприятия, инициированные Президентом России, в частности отмену в избирательных бюллетенях графы «против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партии в парламент с 5 до 7%. Общей целью всех этих мероприятий было объявлено формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации. Образование Общественной палаты Российской Федерации имело целью активизировать становления гражданского общества и ускорило формирование его институтов.

Еще одним направлением реформы управления стало укрупнение регионов за счет присоединения к ним экономически несостоятельных автономных округов. В 2005 г. по итогам референдумов произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкий автономного округа в Пермский край, Таймырского и Эвенкийского автономных округов с Красноярским краем, Корякского автономного округа и Камчатской области. В 2004-2005 гг прошел первый этап административной реформы, связанный с разделением функций органов федеральной исполнительной власти, вследствие чего возникла новая его структура: министерства, службы и агентства.

Министерства - это федеральные органы исполнительной власти, которые несут полную ответственность за эффективное проведение государственной политики в четко определенных для них сферах управления. Федеральные службы - органы исполнительной власти, которые были созданы для специализированных правоприменительная функций и функций надзора, а федеральные агентства - для предоставления определенных видов услуг населению или другим органам власти.

Одним из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти было признано борьбе с коррупцией. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает коплекс мер борьбы с этим социальным бедствием.