Укрепление России как федеративного государства

Укрепление России как федеративного государства. Первые инициативы Президента России В.В. Путина после инаугурации (7 мая 2000 г.) были связаны с преобразованием федеративных отношений. По его мнению, к 2000 г. Россия получила ряд признаков, присущих не федеративной, а децентрализованной, конфедеративной стране. Ослабление федерального центра не позволяло осуществлять в регионах России эффективное социально-экономическое и политическое курс, поэтому насущной задачей стало укрепление старой и создание новой вертикали власти.

17 мая 2000 новоизбранный президент России в телевизионном обращении к гражданам сообщил, что вносит в Государственную Думу пакет законопроектов, которые должны существенно реорганизовать государственную власть. В процессе обсуждения этих законопроектов в Думе сложилась новая для России ситуация: вокруг инициатив Президента консолидировалось 2/3 депутатов, создалась организована парламентское большинство.

В мае 2000 г. указом Президента В.В. Путина было создано 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводилась должность полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за выполнением их решений.

В то время в России многие региональные законы противоречили российской Конституции, царил правовой хаос. Поэтому после создания федеральных округов и введение института полномочных представителей главное внимание руководства страны было сосредоточено на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, на пересмотре федерального законодательства. Вследствие масштабной работы специальной Комиссии при Президенте РФ под руководством Д.М. Козака в 2003-2004 гг были поэтапно приняты законы, сформировали концепцию федеративной реформы.

За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счет собственного бюджета. Остальные полномочия оставалось за федеральным центром и могла передаваться субъектам федерации только с соответствующими финансовыми средствами. Была проделана большая работа по приведению региональных правовых актов в общефедеральных. Формирование единого правового пространства завершилось в 2001 г. Политическое значение этих реформ состояла в том, что руководителям было предложено серьезно заниматься проблемами своих регионов, а не решать их путем давления на федеральную власть.

Для повышения эффективности государственного управления была направлена ??и реформа верхней палаты Федерального Собрания России - Совета Федерации, в которую входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы), и законодательных собраний субъектов Федерации. С 2000 г. места руководителей республик, краев и областей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданной Государственного совета - нового совещательного органа при Президенте РФ.

В январе 2001 г. был принят «План строительства Вооруженных сил РФ». Он предусматривал увеличение их финансирования за сокращение личного состава, а также оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. До 2010 г. предполагалось перейти на преимущественно контрактную основу комплектования армии. В июле 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».

Значительные структурные изменения произошли и в системе органов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безопасности была возвращена Федеральная пограничная служба, расформирована Федеральная служба налоговой полиции, а ее функции переданы МВД.

В ноябре 2000 г. Президент России В.В. Путин создал рабочую группу по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. В конце 2001 г. Госдума приняла комплекс законодательных изменений. В России был введен институт мировых судей, заработал суд присяжных, был введен институт судебных приставов, а также изменился сам статус судей, что существенно сократило возможности для злоупотреблений и одновременно усилило независимость судебного корпуса.

Была также проведена реформа процессуального законодательства. В течение 2001-2002 гг Госдумой были приняты Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы. В 2001 г. были приняты Трудовой, Земельный, Гражданский кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, в 2003 г. - Таможенный кодекс. С принятием в 2004 г. Жилищного кодекса кодификация российского законодательства была фактически завершена.