Новая восточная политика России

Новая восточная политика России. Поиски своего нового места в мире требовали от России обновление и восточной политики. Наличие нескольких крупных центров силы глобального и регионального масштаба сделала Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) чрезвычайно важен для России. Главные страны этого региона тоже оказались заинтересованными в налаживании и поддержании нормальных отношений с Россией.

Вследствие целенаправленных усилий по активизации российской восточной политики отношения с большинством стран АТР в 1990-е гг вышли на новый
уровень. Новые подходы к решению старых проблем позволили России решить эпохой советско-китайского военного противостояния и заложить основы новых отношений с Китаем. Курс на нормализацию отношений с Китаем, который был взят в 1989 г., был продлен Президентом Б.Н. Ельциным. В 1990-е гг состоялось 6 российско-китайских встреч на высшем уровне.

Во время визита в Пекин в 1992 г. Б.М. Ельцин и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Пекинскую декларацию, в которой подтверждалась воля обеих сторон развивать активное сотрудничество. В апреле 1996 г. в Пекине Б.М. Ельцин и Цзян Цзэминь сформулировали курс на развитие равноправного партнерства, построенного на основе взаимной выгоды и баланса интересов.

За год, в апреле 1997 г., во время государственного визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву была подписана совместная российско-китайская Декларация о многополярном мире и формировании новогомижнародного порядке. В документе констатировалось окончания епохибиполярности и выражалась готовность содействовать формированию многополярной структуры международных отношений. Стороны осудили гегемонизм как явление международной жизни.

России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в урегулировании пограничных вопросов, которые долгое время осложняли отношения между государствами. В 1991 г. было подписано соглашение о восточной участок российско-китайской границы, а в 1994 г. - о западную. На момент совершения государственного визита Б. Ельцина в Китай в ноябре 1997 г. российско-китайская граница была демаркирована почти на всей его протяженности.

В 1996-1997 гг возникла так называемая «Шанхайская пятерка». Высшие руководители России, Казахстана, Киргизии, Китая и Таджикистана подписали соглашение о создании полосы доверия (1996 г.) и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.). Сближение этих стран диктовалось прежде угрозой безопасности их приграничных территорий со стороны Афганистана, где шла гражданская война. Встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопросов приграничного сотрудничества регулярно проводились в 1990-е гг

В тот же период активизировалось и российско-японский диалог. Много лет отношения с Японией осложняли два взаимосвязанных вопроса: отсутствие мирного договора и принадлежности четырех островов Курильской гряды: Кунашир, Шикотан, Итурупа и Хабомаи.

После распада СССР Япония стала категорически настаивать на немедленном
возвращении четырех островов. Убедившись в невозможности решения проблемы в условиях сильного гражданского сопротивления в России, японская сторона смягчила свои требования. В ноябре 1993 г. во время визита в Японию российского президента была подписана Токийская декларация, в которой стороны выразили готовность продолжить поиски способов решения проблемы мирного договора и в этом контексте - проблемы спорных островов.

Осенью 1997 г. вследствие восьмичасовой встречи «без галстуков» в Красноярске Б.М. Ельцина и премьер-министра Японии Р. Хасимото было заключено соглашение о подготовке к подписанию текст мирного договора в 2000 г. Однако в дальнейшем эта договоренность не была воплощена в жизнь.

В 1990-е гг были восстановлены и стабильно развивались отношения с Южной Кореей. В 1992 г. между Россией и Республикой Корея был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Наиболее активно развивались торгово-экономические отношения между двумя странами. Вместе с тем установление дипломатических отношений с Сеулом осложнило отношения России с Северной Кореей.

Россия взяла курс и на участие в региональных интеграционных образованиях государств АТР. С 1996 г. она как наблюдатель принимала участие в работе структур важнейшей региональной организации - АСЕАН, который охватывает зону Юго-Восточной Азии. А в 1998 г. Российская Федерация была принята в другую влиятельную региональную структуру - Азиатско-Тихоокеанскую экономический совет (атером).