Отношения России с США и Европой

Отношения России с США и Европой. Ключевое место во внешней политике России в 1990-е гг занимали отношения с США. В целом они изменились к лучшему. Новый характер российско-американских отношений был отражен в двух документах 1992 г.: «Декларация президентов России и США» и «Хартия российско-американского партнерства и дружбы». Они предусматривали отказ обеих сторон рассматривать друг друга как соперников, продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудничество в поддержании стратегической и региональной стабильности.

В этот период значительно активизировались российско-американские политические связи. Приобрели регулярный характер встречи президентов двух стран, оживились межпарламентские контакты, активизировалась взаимодействие между государственными учреждениями и ведомствами.

Существенно улучшились перспективы сотрудничества между Россией и США в торгово-экономической сфере. В 1993 г. была создана российско-американская Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству («Комиссия Гор - Черномырдин"). Всего в 1990-е рр.було подписано более 200 двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений в различных сферах. Однако, несмотря на положительную динамику экономического сотрудничества, США хранили в отношении российских товаров дискриминацийни ограничения, антидемпинговые пошлины и квоты, препятствия для ввоза в Россию высокотехнологичной продукции.

Россия и США продолжили сокращение стратегических вооружений. С февраля 1992 г. между президентами России и США Б.М. Ельциным и Дж. Бушем началось обсуждение Договора о стратегических наступательных вооружениях-2 (СНВ-2). Согласно Договору СНВ-2 обе страны согласились на сокращение на 2/3 стратегических ядерных потенциалов. До 2003 г. предполагалось уничтожить все «тяжелые ракеты» (вроде СС-18 и СС-19) и многозарядные стратегические ракеты. Общая численность боезарядов до этого года не должна была превышать 3000 единиц.

Согласно договору полному уничтожению подлежали тяжелые ракеты наземного базирования с разделяющимися боеголовками, которые в России, в отличие от США, были основой боевой мощи Вооруженных Сил. Договор СНВ-2 не сразу прошел ратификацию в Государственной Думе, ведь многие депутаты не желали отказываться от средств самозащиты государства. В 1995 г. Россия и США продлили запрет на испытания всех видов ядерного оружия. Российско-американское сотрудничество развернулось и в урегулировании региональных проблем. Страны объединили усилия для преодоления последствий кризиса в Персидском заливе, Анголе, Никарагуа, выступили как сопредседатели мирной конференции по ближневосточной проблеме. Россия и США совместно обсуждали ситуацию в бывшей Югославии, Афганистане, Сальвадоре, на Кипре.

Однако активизация российско-американского сотрудничества не привела к решению всех существующих между ними противоречий. Во второй половине 1990-х гг российско-американский диалог приобрел более жесткий характер. Несмотря на окончание военного противостояния, США начали расширять зону действия НАТО в восточном направлении, выходя на российские границы.

В январе 1994 г. президент США Б. Клинтон, вопреки обещаниям бывшего президента Дж. Буша, заявил о возможности расширения НАТО за счет бывших членов Организации Варшавского Договора. В 1997 г. страны НАТО приняли решение о вступлении 10 новых государств в его состав. Все возражения России по поводу расширения альянса американская сторона и ее партнеры по НАТО оставили без внимания. Итак, надежды на то, что НАТО постепенно трансформируется из преимущественно военной в политическую структуру, не оправдались. Альянс переориентировался на новые военно-стратегические цели, стал претендовать на исключительное право принимать решения по острейшим вопросам европейской безопасности, в том числе и в обход ООН.

Для сотрудничества со странами, которые не являются членами альянса, в январе 1994 г. была создана программа «Партнерство ради мира». Россия присоединилась к ней в мае 1995 г., но ее участие в программе была формальной. Российское руководство пыталось превратить свои отношения с НАТО во влиятельный фактор системы европейской безопасности. В мае 1997 г. стороны подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, который предусматривал механизм совместного принятия решений и совместных действий России и НАТО. Однако, в отличие от России, руководство альянса не считало результаты совместного обсуждения имеющими для него обязательный характер. В 1999 г. Польша, Чехия, Венгрия вступили в НАТО, а такие страны, как Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония стали новыми кандидатами на вступление в альянс.

Дальнейшее охлаждение отношений между двумя государствами было связано с уходом США от традиционных принципов международного права и поддержкой методов «гуманитарного вмешательства» во внутренние дела других стран с целью защиты прав человека и этнических меньшинств. Обоснование права на «гуманитарную интервенцию» получило название «доктрины Клинтона» и прошло апробацию во время вооруженной операции на территории бывшей Югославии в 1999 г.

Россия выступала против построения системы международной безопасности на основе НАТО, унижения в международных делах роли ООН, ОБСЕ. Острые разногласия между двумя государствами возникли и в связи с попытками США обойти Договор по противоракетной обороне (ПРО) 1972 г. и отказаться от предусмотренных им ограничений. В целом же, несмотря на все трудности, в 1990-е гг российско-американских отношениях сложился достаточно отлажен механизм взаимодействия и преодоления разногласий.

Новая европейская политика России тоже была осложнена значительным сокращением ее экономического и военного потенциала, а также глубокими изменениями, которые произошли в Европе с конца 1980-х гг Наиболее значимыми европейскими событиями стало объединение Германии в 1990 г., активизация интеграционных процессов, внешнеполитическая переориентация бывших советских союзников.

Активное участие в европейских делах Россия принимала в рамках общеевропейской Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - наиболее представительной по составу участников и универсальной по функциям структуры. Как полноправный участник этого европейского объединения Россия инициировала на саммите ОБСЕ в 1999 г. в Стамбуле Хартии европейской безопасности, которая отвечала Устава ООН и не содержала идеи «гуманитарной интервенции». Зато под влиянием России в Хартии была отражена проблема борьбы с терроризмом. В рамках ОБСЕ Россия участвовала в принятии новой редакции Договора об обычных вооруженных силах в Европе, где учитывались новые реалии, возникшие после окончания «холодной» войны.

Россия расширила свои связи и с Европейским Союзом (ЕС). В 1990-е гг ЕС стал ее важным торгово-экономическим партнером. В 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, которая открыла новые возможности для привлечения европейских инвестиций в российскую экономику.

В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы - организации, которая призвана добиваться расширения демократии и прав человека, развивать сотрудничество в вопросах культуры, образования, здравоохранения, информации, охраны окружающей среды.

Нового качества получили отношения между Россией и странами Центральной и Юго-Восточной Европы (ЦПСЕ). В начале 1990-х гг произошла их полная геополитическая переориентация на страны ЕС и НАТО, что привело к потере посткоммунистическими странами Европы многих положительных наработок не только в экономической, политической, оборонной, но и в научной, культурной и других сферах международной и межгосударственного взаимодействия . В целом сотрудничество России с европейскими государствами и организациями мало конструктивный характер, хотя существовали и различия во взглядах на определенные проблемы. Чаще всего в центре дискуссий оказывались вопросы европейской безопасности и чеченская проблема.