Дезинтеграционные процессы в России в 90-е годы

Борьба за федерацию. Победа российских лидеров над сторонниками сохранения СССР в августе 1991 г. начала новый этап «федеративной» политики России. Нужно было упорядочить отношения между центром и субъектами федерации, учитывая как общегосударственные интересы, так и национально-региональную специфику. Между тем процессы, которые были запущены в годы «перестройки», когда автономные образования приглашались к подписанию нового Союзного договора и таким образом повышали свой статус до уровня союзных, продолжали по инерции развиваться.

В сентябре 1991 г. независимость провозгласила Чеченская республика. В октябре аналогичное постановление приняла Верховная Рада Татарии, а вскоре лидеры этой автономии заявили о намерении выступить соучредителями СНГ. Представители большей части бывших автономий настаивали на подписании Федеративного договора, который закрепил бы их привилегии. Это вело к конфедерализации России и угрожало ее территориальной целостности.

Пытаясь помешать действия центробежных тенденций, российская власть предложила осенью 1991 г. такой вариант Федеративного договора, который предусматривал разграничение полномочий между субъектами федерации и федеральными властями. Этот договор поддержали российские края и области, которые были недовольны своим заниженным по сравнению с республиками, статусом. 31 марта 1992 в Москве был подписан Федеративный договор, согласно которому в состав Российской Федерации вошли 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область и 2 города федерального значения). Республики имели более высокий статус по сравнению с краями, областями и автономиями.

Они назывались «суверенными», им гарантировалась целостность территории, предоставлялось право быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, передавались в собственность земля и недра. Суверенные субъекты федерации добивались больших привилегий в отношениях с Центром. Из принятых в 21-й республике конституций 19 противоречили русском. Вскоре борьба краев и областей за равные с республиками права. Опять активизировался процесс суверенизации, в котором основную роль теперь играли региональные образования. Осенью 1992 г. приняли свои конституции Вятка и Тула, провозгласила государственный суверенитет Вологда, а в ноябре 1993 г. было образовано Уральске республику.

Ситуация осложнялась и тем, что не все республики поддержали идею Федеративного договора, Татарстан и Чечня отказались его подписывать. Республика Татарстан провела в ноябре 1992 г. референдум и принял новую Конституцию, по которой Татарстан стал суверенным государством, субъектом международного права, «ассоциированным с Россией на основе Договора». Это означало, что между Российской Федерацией и одним из ее субъектов в одностороннем порядке устанавливались конфедеративные отношения.

Конституция России, принятый 12 декабря 1993 г., зафиксировала равноправные отношения между субъектами Федерации. Однако декларируемая равенство не стала фактической. Федеральная власть на могла противостоять давлению республик и подписала с ними договоры о разграничении полномочий. Такие республики, как Башкортостан, Татарстан, Якутия получили значительно большие права, чем другие субъекты Федерации.