Начало реформ в России и их первые результаты

Начало реформ в России и их первые результаты. Радикальные экономические реформы начались в Российской Федерации с января 1992 г. Они базировались на концепции «шоковой терапии», которая применялась в процессе модернизации как в странах «третьего мира», так и в Восточной Европе. Вариант шокотерапии правительства Ельцина-Гайдара предусматривал три главные реформы. Первое мероприятие - разовое введение свободных цен с января 1992 г. - должен был определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, «запустить» механизм конкуренции между всеми отраслями и предприятиями, заставить людей и организации зарабатывать деньги. Уже 2 января 1992 президентским указом были освобождены цены на большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей), а на остальные регулируемых - повышены.

Второй заход - либерализация торговли - был призван ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов отечественной и импортной продукции. 29 января 1992 Президент Б.Н. Ельцин подписал указ «О свободной торговле», который давал возможность заниматься торговлей каждому, кто пожелает. Во внешнеэкономической сфере были отменены количественные ограничения на экспорт готовой продукции, хранились квоты на вывоз топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Одновременно были отменены ограничения на импорт.

Третье мероприятие - широкая и быстрая приватизация госпредприятий, жилья - было превратить большинство населения у владельцев, создать в них мощный трудовой, накопительный и другие стимулы деятельности. Основные положения программы приватизации, регламентирующих порядок главных приватизационных процедур, содержал президентский указ от 29 января 1992

Уже первая радикальная реформа - освобождение цен - привела к неожиданным результатам. Вместо прогнозируемого роста цен примерно в 3 раза произошло их увеличение в 10-12 раз, в конце года - в 36. Запланированное увеличение зарплаты и пенсий на 70% оказалось мизерным по сравнению с реальным ростом цен и привело к тому, что большинство населения оказалась за чертой бедности.

Во многом непредсказуемы и противоположные замыслам реформаторов результаты дало и введение экономической свободы в промышленности, большинство отраслей которой должны монополистический характер. С началом либерализации цен все они стали пидниматы цены на свою продукцию до максимума, что порождало своеобразный порочный круг: каждое новое повышение цен предприятиями оборачивалось соответствующим, а то и большим повышением тарифов на перевозку товаров, цен на электроэнергию, сырье и т.д.. Общее повышение цен без учета рыночной конъюнктуры и возможных экономических последствий породило широкую кризис сбыта. Возникла проблема взаимных неплатежей предприятий. Во многих отраслях стало невыгодным производство товаров первой необходимости.

Не оправдала надежд радикальных реформаторов и ваучерная приватизация, которая должна, согласно замыслу правительства, превратить масиросиян на средний класс - владельцев и акционеров. Малые предприятия продавались на аукционах и конкурсах. До июня 1994 г. 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта (более 70% всех малых предприятий) перешли в частную собственность. Средние и крупные предприятия приватизировались по другой схеме.

Сначала они превращались в акционерные общества (АО), а затем акции вновь созданных АО продавались. В течение 1992-1994 гг продажу
акций осуществлялось не за деньги, а за особые ценные бумаги - приватизационные чеки (ваучеры). Население получало ваучеры, которые подтверждали право гражданина на определенную долю государственного имущества. Номинал неименная приватизационного чека установили в 10 тыс. руб. (Балансовая стоимость предприятий по состоянию на 1 января 1992 разделили на количество граждан). Однако в результате инфляции и кризиса сбыта только взаимные долги предприятий еще до начала раздачи ваучеров населению в полтора раза превышали эту сумму. Через 2 года, когда чековая приватизация закончилась, за такие деньги можно было купить лишь пару килограммов вареной колбасы.

Всего было распространено 146 млн приватизационных чеков, их получили 96% населения страны. Ваучеры давали возможность каждому гражданину Российской Федерации стать акционером любого предприятия. Для этого существовали три пути: либо через участие в чековом аукционе, который проводился государством, либо путем вложения ваучера в чековый инвестиционный фонд (ЧИФ), либо через покупку акций предприятия, членом которого он был, по закрытой подписке.

В стране появилось 40 млн акционеров, но номинальных, так до 70% акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировались в руках бывших распорядителей государственной собственности - номенклатуры и управленцев, владельцев различных финансовых и коммерческих структур, а также составителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов». В предстоящие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен на ваучеры свои сертификаты акций, на самом деле ничем не обеспечены. Итак, ваучерная приватизация не смогла выполнить поставленных перед ней задач: она не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом к ??развитию производства.

Анализ первых результатов нового экономического курса привел к противоречивым выводам. В промышленности наблюдалось сокращение объемов продукции значительного роста цен на основные изделия. Под угрозой остановки оказались целые отрасли промышленности. Особенно резким было падение промышленного производства в обрабатывающих отраслях. Одновременно происходила усиленная государственная поддержка топливно-энергетического комплекса, что означало постепенную топливно-сырьевую переориентацию российской экономики.

Тяжелое положение сложилось и в аграрном секторе экономики. Правительство сделало ставку на форсированное развитие фермерства, на свободную куплю-продажу земли. Крестьяне были поставлены перед выбором: какой форме производства они хотят связать свое будущее - коллективной или индивидуальной. В этих условиях колхозам и совхозам были значительно сокращены объемы государственной финансовой поддержки, хотя они оставались главными производителями сельскохозяйственной продукции. Для развития же фермерского движения не было создано необходимого финансового, материально-технического и правового обеспечения.

Крайне неблагоприятная ситуация сложилась в социальной сфере. Либерализация цен позволила решить проблему несоответствия денежной массы и ее товарного покрытия. Однако стремительная инфляция лишила людей их многолетних денежных сбережений и обострила кризис наличной массы. Власть не успевала печатать необходимое количество денег, вследствие чего постоянно росла задолженность государства по зарплатам, пенсиям и государственной помощи, что стало дополнительным фактором роста социальной напряженности.

Заметные сдвиги произошли в массовом сознании. Уже с апреля 1992 г. началось постепенное охлаждение людей к политике Президента и его команды. Обществу стал присущ особый политико-психологическое состояние, который характеризовался, с одной стороны, недовольством высокой социальной цене реформ, а с другой - нежеланием возвращаться к старым порядкам. Многие стало терять интерес к деятельности институтов государственной власти и к политике вообще.

Среди активных и искренних сторонников правительства остались управленцы сырьевых отраслей, заинтересованные в выходе на внешние рынки, где их продукция пользовалась гарантированным спросом, представители крупных коммерческих структур, которые уже вошли в рыночные отношения через валютно-финансовые и другие коммерческие операции, и небольшой слой интеллигенции, верил в монетаристскую политику Е.Т. Гайдара как в единственный способ решения проблем, накопившихся.

Экономические показатели итогов 1992 никого не удовлетворили. На продовольственные товары цены выросли в 26 раз; реальные доходы населения составили 44% от уровня начала года. Потери населения по вкладам составляли 500 млрд руб. Росло социальное расслоение, середньодушевий доход 10% наиболее зажиточного населения был в 9 раз выше, чем у 10% бедного. Смертность россиян выросла на 20%, а рождаемость упала на 14%.

Вместе с тем нельзя было не заметить и некоторых положительных результатов реформ. Произошел перелом в развитии рыночных отношений, начал развиваться механизм формирования спроса и предложения, создавалась банковско-посредническая, сбытовая и другая инфраструктуры рыночной экономики. Возник широкий слой бизнесменов, банкиров, частных торговцев, а предпринимательство стало неотъемлемой частью массового сознания. Освобождение цен и либерализация торговли способствовали наполнению прилавков продовольственными и другими товарами. Хотя товары по свободным ценам оказались для многих недоступными, однако любой товар можно было купить, что создавало у населения стимул работать и зарабатывать деньги.