Демонтаж союзных политических и государственных структур

Одновременно началась ликвидация союзных политических и государственных структур. 25 августа было ликвидировано Совет Министров СССР. Вместо нее был создан Комитет оперативного управления народным хозяйством, который возглавил союзный премьер И.С. Силаев. Это означало перевод союзных структур под управление российских властей. Постепенно к концу 1991 г. под юрисдикцию России перешли органы прокуратуры, министерство финансов и Госплан СССР.

Со 2 по 5 сентября 1991 г. в Москве работал V Съезд народных депутатов. По его документов следовало, что действующая Конституция СССР потеряла силу, государство вступило в переходный период, который должен завершиться подписанием Договора о союзе суверенных государств, принятием новой Конституции и избранием новых органов власти. Съезд принял конституционный закон «Об органах государственной власти и управления Союзом ССР в переходный период», согласно которому деятельность высших органов государственной власти СССР - Съезда и Верховного Совета прекращалась, а реальные функции управления на «переходный период» передавались Государственному Совету СССР при участии Президента СССР и высших должностных лиц республик.

В центре внимания Государственного Совета СССР стоял вопрос, что касалось формы объединения союзных республик. Обсуждение его снова произошло в Ново-Огарево. За период своего существования (сентябрь-ноябрь 1991 г.) Госсовет провела 7 заседаний. Фактически же она стала тем органом, через который республики реализовывали свой непрестанное движение к полной независимости.

Основное внимание на заседаниях Госсовета было уделено подписанию экономического договора между республиками, ведь после августовских событий они относились к подписанию политических соглашений крайне подозрительно. 18 октября 1991 Президент СССР и руководители 8 республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали в Кремле Договор об экономическом сообществе суверенных государств, который предусматривал дальнейшее деление союзной собственности, ликвидации совместного центрального банка и допускал введение собственных национальных валют.

Однако воплощение в жизнь статей этого договора зависело от решения проблемы нового Союза. Поэтому параллельно подготовки экономического соглашения велись интенсивные консультации о будущем Союзный договор. М.С. Горбачев настаивал на создании «союзного государства» с общей Конституцией и прямыми выборами общего Президента. Но победила позиция российских властей, и в итоговом Новоогаревский проекте будущее объединение определялось как «конфедеративное демократическое государство». В этом государстве не предусматривалось введение института президентства, однако предусматривались выборы (через выборщиков) президента. На два года должен был избираться двухпалатный парламент и назначать правительство. Окончательная договоренность о создании конфедеративного государства была достигнута на заседании Госсовета 14 ноября, а на 25 ноября было назначено подписание нового Договора.

Однако в этот день российская делегация потребовала пересмотра согласованного текста Союзного договора и замены формулировки «конфедеративное демократическое государство» на «конфедерацию независимых государств». Кроме того, Б.М. Ельцин заявил, что «подписание Договора без Украины - бесполезное дело», и предложил дождаться, пока там 1 декабря не пройдет референдум. В этот день 90,32% жителей Украины, которые принимали участие в голосовании, высказались за независимость республики, а Л.М. Кравчук был избран президентом. На следующий день независимость Украины признала Россия.