Достижение политики гласности в сфере художественного творчества СССР

Достижение политики гласности в сфере художественного творчества СССР. С конца 1986 - начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не прошедшие цензуру в период брежневской ресталинизации: «Дети Арбата» А.Н. Рыбакова, «Зубр» Д.О. Гранина, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина, в которых затрагивались проблемы нравственного выбора, судьбы интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были напечатаны и произведения 20-30-х годов, строго запрещены советскими идеологическими ведомствами: «Мы» Е.И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б.А. Пильняка, стихи Н.А. Волошина, М.С. Гумилева, романы А.П. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». За тридцать лет после написания в журнале «Новый мир» был напечатан роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака. Были опубликованы литературные произведения писателей первой волны эмиграции - И.А. Бунина, В.В. Набокова, И.С. Шмелева, а впоследствии и эмигрантов третьей волны - и.о. Бродского, А.А. Галича, В.П. Некрасова, В.П. Аксенова, В.М. Войновича, которые были лишены советского гражданства. Впервые в СССР был издан «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына, а также «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова, поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Наконец многомерный духовный мир русской литературы появился перед читателем во всей своей полноте, началось воссоздание единого пространства русской культуры.

20 октября 1988 было отменено постановление ЦК ВКП (б) от 14 августа 1946 г. «О журналах" Звезда "и" Ленинград ", а в редакционной статье журнала« Коммунист »были дезавуированы и другие партийные акты второй половины 1940-х годов по вопросам культуры и искусства.

На вопросы, волновавшие людей, искало ответы и русское искусство. Во всех творческих союзах произошла смена прежнего, рекомендованного партийными инстанциями руководства, был приговорен подавление творчества представителей новаторских направлений в искусстве.

Настоящее потрясение в обществе вызвал фильм-притча режиссера Т. Абуладзе «Покаяние», в финале которого прозвучала фраза, ставшая лейтмотивом «перестройки»: «Зачем путь, если он не ведет к храму?». В прокате появилось более 100 кинолент, которые ранее не были допущены на экран цензурой или выходили с большими купюрами.

Публика смогла познакомиться с произведениями А.А. Тарковского, О.Ю. Германа, А.С. Михалкова-Кончаловского, К. Муратовой, С.И. Параджанова. Сильные впечатления произвели на российского зрителя кинотрагедия режиссера Я. Аскольдова «Комиссар» с выдающейся актрисой Н.В. Мордюковой в главной роли, драматическая лента О.Ю. Германа «Проверки на дорогах». Появились и новые талантливые кинопроизведения антитоталитарного звучание: «Холодное лето 1953 года», «Завтра была война», «Слуга». Большого общественного резонанса получили полудокументальный фильм С.С. Говорухина «Так жить нельзя» и Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?", Исполненные глубокого публицистического содержания.

Новые образы появились и в российском театре. В ведущих театрах были поставлены пьесы М.Ф. Шатрова "Дальше, дальше, дальше ...», «Брестский мир», «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве», по-новому подавали образ В.И. Ленина и ленинской проблематику. Из подполья вышел и музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали стадионы зрителей.

Новые популярные передачи появились на телевидении, которое все чаще работали в прямом эфире и благодаря острой актуальности полемичности завоевало зрительские симпатии. Передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» стали массово популярными и мощным средством воздействия на общественное сознание. Закон 1990 г. «О печати» существенно расширил возможности создания независимых средств массовой информации.