Курс на проведение политики гласности

Курс на проведение политики гласности. Главным признаком «перестройки» в духовной и культурной жизни стала гласность. Эта идея появилась, когда новому руководству в условиях роста радикальных изменений в обществе понадобилась активная поддержка общественного мнения. Впервые провозглашена в ХXVII съезде КПСС в феврале 1986 г. гласность была не равнозначна принципа свободы слова в полном смысле, а означала лишь разрешение говорить то, что было нужно новым реформаторам. Однако политика гласности привела к появлению новых тем и подходов к их освещению, более живой стиль подачи материала в средствах массовой информации. Раскрепощение общественного сознания, которое началось, в дальнейшем уже не удалось остановить, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС, когда оказалась неготовность руководства страны дать объективную информацию и поставить вопрос об ответственности за трагедию.

Особого размаха процессы обновления в духовной и культурной жизни общества приобрели после январского пленума ЦК КПСС (1987 г.), когда был взят курс на радикализацию демократических процессов общества. Лидером процессов духовного обновления общества на этом этапе был М.С. Горбачев, его оценки истории и политики партии стимулировали развитие нового этапа развития гласности.

В докладе «Октябрь и перестройка: революция продолжается», посвященной празднованию 70-летия Октябрьской революции, и в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» он сосредоточил внимание на творческом характере ленинизма, подчеркнув способность В.И. Ленина идти на компромиссы, отказываться от догм, которые не соответствуют жизни. М.С. Горбачев говорил о необходимости восстановления внутрипартийных дискуссий, о неиспользованных возможностях НЭПа. Признав позитивность процесса коллективизации, он много внимания уделил ее негативных последствий; впервые был остро поставлен вопрос о социальной цене революционных преобразований. На высоком официальном уровне было признано, что в конце 1930-х годов в стране было создано административно-командную систему. М.С. Горбачев начал и процесс политической реабилитации необоснованно обвиненных руководителей партии и государства, представителей различных «оппозиционных» группировок 1930-х годов. В 1987 г. была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым. За три года работы были пересмотрены все сфальсифицированы во времена И.В. Сталина политические процессы 1930-х годов, реабилитированы и восстановлены в партии М.И. Бухарин, А.И. Рыков, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Я. Сокольников, Л.П. Серебряков и многие другие деятели советской власти. В 1989 г. были признаны неконституционными «тройки» и «особые совещания», действовавших в 1930-х - начале 1950-х гг Их внесудебные решение было отменено, всех осужденных ими лиц реабилитирован. Одновременно был учрежден историко-просветительское общество «Мемориал», которое тоже способствовало массовой реабилитации жертв репрессий и восстанавливало историческую правду о незаконных методах политической деятельности.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию, признающее незаконными и преступными репрессии против народов, подвергнутых насильственному переселению в годы сталинского режима. В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 1920-1950-е гг

В обществе возник огромный интерес к истории, которого никогда раньше не было. В 1987-1991 гг газеты и журналы печатали материалы «круглых столов» на исторические темы, размышления историков, социологов. С спецхранов было возвращено много книг и журналов, изъятых ранее из широкого потребления. Упрощение доступа к архивным фондам способствовало появлению сенсационных документов, из многих страниц истории государства и партии был снят покров тайны. Первыми научными трудами, давали новое трактовання событий советской истории и пытались ответить на вопрос, что случилось со страной в годы советской власти, стали уже опубликованные за рубежом труды западных авторов: «Бухарин» С. Коэна, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «История Советского Союза» Дж. Боффо.

Настоящую «революцию умов» вызвали публицистические произведения лет «перестройки». В 1987-1988 гг в печатных органах широко обсуждались самые острые темы, спорные взгляды на пути дальнейшего развития страны. Серия статей об опыте советской экономической и социальной политики вызвала огромный интерес у российского читателя. Большой общественный резонанс вызвала статья И.И. Клямкина в журнале «Новый мир» «Какая улица ведет к храму?", Статьи В.И. Селюнина и Г.И. Ханина «Лукавая цифра», М.П. Шмелева «Авансы и долги». Значительный вклад в познание прошлого и современности сделали талантливые публицисты О.Р. Лацис, Ю.Ф. Карякин, Ю.Д. Черниченко. В их гостропроблемний публикациях ставился вопрос о содержании того этапа, который был пройден страной, и правильность выбранной после 1917 г. модели развития. Благодаря массовому интересу к информации, скрывалась десятилетиями, тиражи газет и журналов достигли рекордных цифр: в 1989 г. тираж «Аргументов и фактов» достиг 30 млн экземпляров, что было зафиксировано даже в Книге рекордов Гиннеса; тираж газеты «Труд» вырос до 20 млн, «Правды» - до 10.

В годы горбачевских реформ государство наконец-то отказалась от агрессивного атеизма. Началась массовая восстановление разрушенных храмов, открывались духовные семинарии, академии. В начале 1990 г. в Российской Федерации действовало 3120 православных приходов. Большим событием стало празднование в 1988 г. тысячелетия крещения Руси, впервые за много лет прошло при поддержке и участии государства. Новый характер отношений между государством и церковью был закреплен в
законе «О свободе вероисповеданий», принятых в 1990 г. День Рождества Христова был признан национальным праздником России, и он впервые отмечался в новом качестве 7 января 1991 Итак, политика гласности превратилась в мощное средство реформирования общества и во многом определила необратимый характер изменений в государстве.