Попытки сохранения СССР и их крах

Попытки сохранения СССР и их крах. В начале 1991 г. на первый план выдвинулось вопрос о разграничении полномочий между Центром и союзными республиками, получившее название «подготовки нового Союзного договора». В январе 1991 г. М.С. Горбачев сформулировал идею проведения общесоюзного референдума, которая была одобрена Верховным Советом СССР. 17 марта 1991 граждане СССР должны были ответить на вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которых будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности?" Одновременно Верховный Совет РСФСР решила сделать новый шаг на пути укрепления суверенитета России и объявила свой референдум о введении в республике института президента. Шесть республик - Грузия, Литва, Молдавия, Латвия, Армения и Эстония отказались проводить референдум на своей территории. 17 марта 1991 на участке для голосования пришли 80% граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Из них 76,4% ответили на вопрос референдума «да»; 21,7% - дали отрицательный ответ, около 2% бюллетеней были признаны недействительными. Итоги голосования в РСФСР были: с одной стороны, 71,3% участников проголосовали за сохранение Союза, а с другой - почти столько же (70%) высказались за введение в республике поста президента.

Итоги референдума дали возможность Президенту СССР возобновить попытки разработки нового Союзного договора, но политическая инициатива в этом вопросе перешла к республиканских элит. При таких условиях успех переговоров мог быть достигнут лишь при согласии Президента СССР на конфедеративное устройство будущего Союза, несмотря на то, что это противоречило позиции, зафиксированной референдумом. С 23 апреля по 23 июля 1991 проходил так называемый «Новоогаревский процесс», то есть переговоры лидеров республик в подмосковной резиденции Ново-Огарево. Согласно итоговому варианту Договора о Союзе Советских Суверенных Республик, Республики-участники переговоров признавались суверенными государствами, полноправными членами международного сообщества. Союз ССР определялся как «суверенное федеративное демократическое государство», однако из контекста следовало, что суверенитет республик является первичным. По Союзом предполагалось сохранение объектов собственности, необходимых для осуществления возложенных на него полномочий, однако он лишался собственных налоговых поступлений; устанавливалась одноканальная система сбора налогов, при которой союзный бюджет определялся республиками на основе представленных Союзом статей и расходов. В документе не фиксировались принятия нового Основного Закона, на неопределенный срок консервировало ситуацию правовой конфликтности, характерной для отношений между Центром и республиками после принятия деклараций о суверенитете.

Экспертная юридическая оценка итогового проекта Договора констатировала, что, формально признав федерацию, Договор действительности создает даже конфедерацию, а просто клуб государств. Он прямым путем приводит к уничтожению СССР, в нем заложены все основы для появления республиканских валют, армий, таможен.

Однако участники «Новоогаревский процесса» приняли 23 июля 1991 проект в целом и договорились о его подписании в сентябре-октябре на Съезде народных депутатов СССР. М.С. Горбачев сначала поддержал такой порядок подписания Союзного договора, но 29-30 июля во время проведения закрытых встреч с Б. Ельциным и Н.А. Назарбаевым в Ново-Огарево предложил президентам России и Казахстана подписать договор 20 августа. В обмен на согласие республиканских лидеров М.С. Горбачев согласился на устранение с руководящих должностей в высшем эшелоне союзной власти вице-президента Г.И. Янаева, председателя правительства В.С.Павлов, руководителя КГБ В.А. Крючкова, силовых министров - Д.Т. Язова и Б.К. Пуго, которые активно выступали за сохранение СССР.

31 июля 1991 был составлен график многоэтапного подписания нового Союзного договора: 20 августа 1991 г. - РСФСР и Казахстан, 3 сентября - Белоруссия и Узбекистан, 17 сентября - Азербайджан и Таджикистан, 1 октября - Туркмения и Киргизия, 22 октября (ориентировочно) - Украина и Армения с Молдавией. После подписания Договора Президентом СССР он должен был вступить в силу. Многоэтапная система подписания Договора объяснялась необходимостью дать время определиться Украины - на каких условиях она войдет в состав обновленного Союза. 2 августа М.С. Горбачев публично объявил, что 20 августа Россия, Казахстан и Узбекистан начнут процедуру подписания нового Союзного договора, а 4 августа уехал на отдых в Крым.

Итак, итогом «Новоогаревский процесса» стало создание такого проекта Союзного договора, который означал прекращение существования СССР как единого государства. В случае его подписания еще некоторое время сохранялась бы единая армия, валюта, энергетическая и транспортная инфраструктуры, но сознательная ликвидация общих управленческих институтов означало, что распад единого государства стал вопросом ближайшего времени.