Движение за российский суверенитет, начало разрушения СССР

Движение за российский суверенитет, начало разрушения СССР. В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов в РСФСР. Наибольшую активность проявил предвыборный блок «Демократическая Россия», образованный 20-21 января 1990 г., который возглавили члены Межрегиональной группы народных депутатов СССР - Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.А. Собчак. На I Съезде народных депутатов России (16 мая - 22 июня 1990 г.) Б. Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР. Выступая 25 мая как кандидат на эту должность, он провозгласил главным направлением своей деятельности укрепление Союза ССР, а две недели спустя - 12 июня 1990 г., вопреки предыдущем заявлении, поставил на голосование съезда Декларацию о государственном суверенитете России.

Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР «в составе обновленного Союза ССР», верховенство Конституции и законов РСФСР на всей территории России. Реализуя курс I Съезда народных депутатов, Верховный Совет РСФСР 24 октября 1990 приняла закон, дающий право российским органам власти приостановить действие союзных актов, если они противоречат суверенным правам РСФСР. Закон предусматривал, что решения высших органов государственной власти СССР, указы Президента СССР вступают в силу только после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Таким образом, Россия сделала решительный шаг на пути к независимости и к разрушению Советского Союза. Постепенно Россия сформировала все параллельные союзных государственные структуры, что обострило конфликт властей РСФСР и СССР. Он выражался через жесткое личное противоборство Б.М. Ельцина и М.С. Горбачева.

Вслед за российским парламентом декларацию о независимости принял Узбекистан (20 июня), Молдавия (23 июня), Украина (16 июля), Белоруссия (27 июля). Дальше начался «парад суверенитетов» автономных республик. 10 августа 1990 провозгласила суверенитет Карелия, потом Татарстан, Башкортостан, Бурятия в РСФСР, Абхазия в Грузии. Декларации о своем суверенитете автономии направляли Президенту СССР, который поощрял это движение, считая все эти республики субъектами будущего обновленного Союза. Президент России Б.Н. Ельцин тоже поддерживал этот процесс и предлагал российским автономиям брать столько суверенитета, сколько они «смогут проглотить».

С провозглашением суверенитета началось осуществление независимой политики России. Реализация принципов ее суверенитета рассматривалась как основа выхода из кризиса. Однако для проведения реформ российским радикалам хватало материальных и властных ресурсов, ведь в 1990-1991 гг подавляющая часть экономических объектов в России была подчинена союзным ведомствам. Непосредственно республике подчинялись лишь 17% предприятий, расположенных на ее территории (в других союзных республиках эта доля колебалась от 25 до 60%). Общесоюзная власть управляла и всеми силовыми структурами. Поэтому главным направлением политики российской власти стала борьба с союзными властными структурами за обладание материальными, финансовыми и другими ресурсами.

Конкретная российская политика выразилась в принятии «Закона о собственности на территории РСФСР» от 4 июля 1990 г., согласно которому право собственности на природные богатства и основные производственные фонды мало регулироваться законами РСФСР и автономных республик, а также серии актов, которые признавали недействительными заключенных без согласования с РСФСР внешнеэкономические соглашения, кредитные договоры и т.п.. Собственностью России были объявлены расположенные на территории республики учреждения Госбанка СССР, Сбербанка СССР, Зовнишньоекономбанку СССР и др.. В 1991 г. был образован российский Комитет государственной безопасности, Совет Федерации РСФСР. Принципиально иные решения принимались российскими властями во главе с Б.М. Ельцину по проекту нового Союзного договора. Вместо создания новой федерации «сверху», как предсказывал М.С. Горбачев, российские радикалы предлагали разрушить государство и строить новую федерацию «снизу». Российская сторона резко критиковала все союзные проекты договора. Одновременно в октябре 1990 г. были заключены прямые двусторонние договоры России с Украиной и Казахстаном. Выдвигалась идея «Союза четырех»: России,

Украины, Белоруссии и Казахстана. В январе 1991 г. Россия подписала аналогичные договоры с Латвией, Литвой и Эстонией. Одновременно появился проект превращения Союза. Предложенное Общение определялось как «конфедеративное объединение суверенных с международно-правовой точки зрения государства», в безусловное управление которому предполагалось передать только оборону, безопасность и атомную энергетику.

В 1990-1991 гг автономные республики стали объектом борьбы за влияние между союзным Центром и Россией. В апреле 1990 г. был принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», согласно которому автономные республики рассматривались как советские социалистические государства - субъекты федерации (СССР). Они получили право передавать полномочия Союза ССР, минуя «свою» союзную республику. К зиме 1990 г. 14 из 16 автономных республик провозгласили суверенитет, а две приняли декларации о повышении своего политического статуса.