Национальная политика в условиях «перестройки»

Причины обострения межнациональных проблем. Национальный вопрос выдвинулось в период «перестройки» на одно из центральных мест. В этой деликатной сфере давно накопилось много проблем, однако поскольку они в течение многих лет не решались и загонялись внутрь, то в условиях гласности с огромной силой вырвались на поверхность. Сепаратистские настроения, возобладали во многих республиках, уходили корнями в древние времена.

Для многонациональной страны, какой был СССР, всегда была характерна недооценка национального вопроса. В конечном итоге это привело к утверждению тезиса о том, что национальный вопрос в стране решен. Впервые она прозвучала в 1972 г. в докладе Л.И. Брежнева по поводу 50-летия образования СССР, хотя в стране было много свидетельств роста национальных противоречий.

Причин для невиданного обострения межнациональных противоречий было много, но главная заключалась в том, что в СССР не была реализована идея федерации, т.е. свободного союза суверенных республик. Под внешним лицом федеративного строя была скрытая политическая деятельность всевластной диктатуры Коммунистической партии, которой были подчинены центральные органы Советской власти. Главным противоречием, которое определяло сущность Союза ССР, было противоречие между его официально провозглашенной федеративной форме и по сути унитарным содержанием.

В СССР еще в 1920-е годы было заложено противоречие между национальным составом населения и национально-государственной структурой страны. В Советском Союзе проживало более 100 больших и малых народов, а право на собственную союзную республику получили лишь 15 «избранных». Некоторые народы довольствовались разного уровня автономиями, в других не было даже автономий. «Титульные» народы на своих территориях имели преимущества в политическом, экономическом, социальном, этнокультурном развитии сравнительно с другими национальными группами, что порождало справедливое желание последних «выровнять права».

Целенаправленная государственная политика «сближения наций», то есть выравнивания их социально-экономического и культурного развития, была по сути перекачкой материальных средств из экономически развитых республик в менее развитых и в автономных образований.

Большую роль в обострении национальных противоречий сыграли и чрезмерный централизм в управлении национальными регионами, и навязывание установок по использованию природных ресурсов, экономического и социального развития республик без должного учета их собственных интересов.

Экономические права находились в руках министерств и ведомств, которые, исходя из своих ведомственных интересов, объявляемых общегосударственными, создавали в национальных республиках огромные нерентабельные предприятия, перебрасывали сырье и рабочую силу через всю страну. Такая политика ставила хозяйственную самостоятельность и органическое развитие экономики республик, способствовала возникновению сложных демографических проблем.

Серьезные нарушения прав наций были допущены и в языковом вопросе. В Конституциях СССР и большинства союзных республик не говорилось о государственном языке. Однако были различные постановления об обязательном изучении русского языка в республиках, как, например, «Об обязательном изучении русского языка в республиках» 1938 г., что приводило к нарушению принципа добровольности в процессе ее изучения нерусскими. Согласно последней советской переписи населения 1989 г. в СССР насчитывалось более 100 наций и народностей, а обучение в школах шло только на 39 языках.

Хозяйственное и культурный подъем союзных и автономных республик сопровождалось дальнейшим подъемом национального самосознания народов, стремлением к реальному утверждению собственной национальной государственности и суверенитета, что противоречило формальном федерализму.