Реформа политической системы СССР

Реформа политической системы СССР. На февральском пленуме ЦК КПСС 1988 г. М.С. Горбачев заявил : «Вполне естественно, я бы сказал логично, мы подошли сейчас к необходимости перестройки нашей политической системы». Этот вопрос был вынесен на повестку дня XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.).

Основными идеями реформы политической системы, закрепленными в решениях XIX партконференции были: кардинальное повышение роли Советов как стержня политической системы общества; преобразование Советов всех уровней в реально работающие, полноправные центры государственной власти и управления; разграничение функций партийных и государственных органов; коренные изменения содержания и методов работы общественных организаций, преодоление в них засилье платных функционеров, заорганизованности и бюрократизма, осуществление правовой реформы, которая гарантирует защиту конституционных прав и свобод граждан.

На XIX конференции КПСС была сформирована идея создания правового государства, которая дополнила концепцию политической реформы. Она была вызвана тем, что в условиях административно-командной системы управления обществом отношения между государством и личностью трактовались односторонне. В основном отмечалось на обязанностях личности перед государством. Административно-бюрократические структуры в практической деятельности часто игнорировали существующие правовые нормы. Резко сократилось количество принятых законов, зато возросло количество указов, постановлений правительства и ведомственных инструкций. Так, с 1938 по 1988 гг было принято всего 144 законы, из них 63% - утверждены Указы Президиума Верховного Совета СССР. Целью правовой реформы стало обеспечение верховенства закона во всех сферах жизни общества, усиление механизмов поддержания правопорядка на основе развития народовластия, усиление инструментов конституционного надзора, обеспечения независимости суда, значительное усиление роли адвокатуры.

Реформа политической системы советского общества предусматривало разделение властей, создание «советского парламентаризма». Для обеспечения полновластия Советов было решено провести их реконструкцию на всех уровнях, демократизации методов их деятельности, подчинить им исполнительный аппарат.

Высшим законодательным органом был провозглашен Съезд народных депутатов, а Верховный Совет СССР, которая ранее работала на сессионном основе, была преобразована в постоянно действующий законодательный орган, то есть парламент. Было изменено избирательное законодательство: выборы теперь предполагалось проводить на альтернативной основе, были введены ограничения на занятие выборных должностей двумя сроками подряд. Однако треть депутатского корпуса было предложено формировать не через всенародное голосование, а методом представительства от общественных организаций, в том числе и от КПСС.

Некоторые решения XIX партийной конференции оказались более консервативными, чем состояние общества в тот момент. Так, полной неожиданностью для делегатов стало предложение М.С. Горбачева о совмещении функций партийных и советских руководителей, начиная с Генерального секретаря и заканчивая районными секретарями. Это делалось с целью сохранения партийного влияния в советских органах во время «плавного» перераспределения функций между партийными и советскими структурами.

Осенью 1988 г. началась реализация мероприятий, намеченных XIX партийной конференцией. В сентябре началась реорганизация аппарата ЦК КПСС. Вместо отраслевых отделов, которых было более 20, было создано 6 комиссий согласно основным направлениям партийной работы в новых условиях, которые возглавили секретари ЦК КПСС. Было проведено значительное сокращение численности работников аппарата ЦК, что подчеркивало стремление освободить высшие партийные кадры от функций оперативного управления. 1 октября 1988 М.С. Горбачев, отправив на пенсию А.А. Громыко, возглавил Президиум Верховного Совета СССР и сконцентрировал в своих руках высшую партийную и государственную власть. Но сама сессия Верховной Рады утвердила поправки к Конституции СССР, которые узаконили предстоящей реформе политической системы.

Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) была выбрана небольшая по численности двухпалатная Верховный Совет СССР, а М.С. Горбачев стал ее председателем. В дальнейшем съезды народных депутатов стали важными событиями в жизни страны. Главное их значение состояло в том, что они начали новую модель политического процесса в СССР, в условиях которой узловые решения по вопросам внутренней и внешней политики разрабатывались и принимались не бюрократическими структурами, а полномочными представителями народа.

На I Съезде народных депутатов впервые за много лет началось формирование организованной политической оппозиции. 7 июня 1989 депутат из Оренбурга В.А. Шаповаленко объявил о создании Межрегиональной депутатской группы (МДГ), в которой сначала вошло 150 человек. Летом того же года она увеличилась до 388 человек, из них 286 представляли РСФСР. Окончательное организационное оформление МДГ состоялось 29 июня 1989 Возглавили МДГ пять сопредседателей (Ю.М. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, В.А. Пальм, Г.Х. Попов и А.Д. Сахаров) и Координационный совет из более 20 человек.

Программные тезисы МДГ содержали такие принципиальные идеи, как признание частной собственности, децентрализация власти, экономическая самостоятельность и реальный хозяйственный суверенитет республик. Позже программные идеи МДГ были четко оформлены в пять «где»: децентрализация, демонополизация, департизация, деидеологизация, демократизация. Союзником оппозиции стал забастовочное движение. В августе 1989 г. была основана Союз забастовочных комитетов шахтеров Донбасса, которая имела тесные контакты с лидерами МДГ Г.Х. Поповым и М.И. Травкин. Демократы фактически руководили действиями шахтеров, привлекая их к общеполитической борьбы за власть.