Второй этап радикальной экономической реформы СССР

Второй этап радикальной экономической реформы СССР. С весны 1990 г. в течение нескольких месяцев ответственными за проведение экономической реформы были академики Л.И. Абалкин и М.Я. Петраков. Но их роль стала уменьшаться после того, как М.С. Горбачев, став Президентом страны (март 1990 г.), ввел в президентской советы известного экономиста С.С. Шаталина. Академик С.С. Шаталин недвусмысленно выступал за коренное преобразование советской экономики в смешанную рыночную, где капиталистический сектор должен преобладать. В конце мая 1990 г. были объявлены меры по экономической реформы, которые предусматривали окончательную замену существующей экономической системы смешанной экономикой западноевропейского типа и включали серию попыток стабилизировать рынок розничной торговли и финансы путем повышения цен и отмены субсидий.

В июне 1990 г. Н.С. Горбачев провел через Верховный Совет СССР постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а потом и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенное демонополизации, разгосударствления собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Однако реализация большинства этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод на аренду первых 20% предприятий растягивалось до 1995 г. Одновременно (в июне 1990 г.) вышел закон «О государственных предприятиях в СССР», который предусматривал лишение работников государственных предприятий права выбирать руководителей, возвращая это право государственным органам.

Решение горбачевской администрации часто не опережали и не направляли процессы в экономике, а следовали за ними. Трудности в экономике сказались на состоянии потребительского рынка. Выросли дефицит, инфляция, усилилась несоответствие между денежной массой и ее товарным покрытием, огромных размеров достиг ажиотажный спрос населения. В этой ситуации известные экономисты Г.А. Явлинский, С.С. Шаталин и другие создали программу «500 дней», которая получила поддержку Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина. Программа предусматривала за этот срок (500 дней) проведения приватизации государственных предприятий и значительное урезание экономической власти центра. Много важных вопросов еще не было здесь решено: приватизация с выкупом или бесплатно, каким образом проводить денационализации земли и т.д.. Программа имела компромиссный характер и способна сплотить демократов и государственный аппарат.

М.С. Горбачев, став Президентом СССР, сразу понял компромиссный характер программы «500 дней» и решил, что пример России мог бы стать образцом компромисса для всей страны. Но союзное правительство во главе с М.И. Рыжковым активно и последовательно выступил против этой программы. Президент М.С. Горбачев попытался объединить план «500 дней» и предложения правительства М.И. Рыжкова по стабилизации экономики, которые содержали преимущественно административные меры. В результате в октябре 1990 г. появилась программа «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», которая по сути была капитуляцией перед союзным правительством. Хотя в эту программу, созданную под эгидой Президента СССР, были включены целые абзацы из программы Шаталина-Явлинского о переводе промышленных предприятий на аренду, о постепенной демонополизации, создания акционерных обществ, развитие частного предпринимательства, но программы исчезли конкретные сроки. Реализация большинства этих мер откладывалась на неопределенное время.

В декабре 1990 г. М.И. Рыжков ушел с поста главы правительства, его место занял бывший министр финансов В.С. Павлов. А в августе 1991 г. правительство В.С. Павлова в полном составе был отправлен в отставку за поддержку антиконституционного переворота в стране, так и не успев приступить к осуществлению радикальных реформ.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы горбачевской «перестройки», так и не была доведена до логического завершения, а потому и не дала положительных результатов. Уже с 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а с 1990 г. - в промышленности. Нехватка продуктов питания привело к тому, что даже в Москве был введен их нормированное распределение. Резко усилились инфляционные тенденции. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд руб, что составило 11% валового национального продукта. Золотой запас сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил 240 т. В условиях стремительного падения уровня жизни населения люди все меньше верили в способность властей добиться изменений к лучшему. Требовались радикальные и быстрые реформы, но власть на них так и не пошло.

Загрузка...