Первый этап радикальной экономической реформы СССР

Первый этап радикальной экономической реформы СССР. Первый этап экономической реформы в СССР начался в 1987 г. В июне этого года на Пленуме ЦК КПСС была сформулирована концепция экономической реформы и ухвлено Закон «О государственном предприятии (объединении)». Главные цели реформы заключались в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления, в усилении заинтересованности трудовых коллективов в результатах своего труда, в превращении рыночных, товарно-денежных механизмов в важный инструмент подъема экономики.

Для достижения этих целей реформы Законом были предусмотрены следующие средства: расширение прав промышленных предприятий; внедрения полного хозрасчета, самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления во все отрасли народного хозяйства. Роль центральных планирующих органов сводилась к подготовке контрольных цифр хозяйственного развития и определению государственного заказа, часть которого предполагалось постоянно снижать. Продукция, произведенная сверх заказа, могла реализовываться по свободной цене на любых выгодных для предприятий рынках. Теоретически рыночная среда быть регулятором рентабельности, прибыли, зарплаты. Закон «О государственном предприятии (объединении)», принятый в июне 1987 г., давал право трудовым коллективам выбирать руководителей всех звеньев - от директора до бригадира.

Предприятия получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Одна из статей Закона допускала возможность прекращения деятельности убыточного предприятия. Предполагалось, что в 1988 г. Закон будет распространен на 50% предприятий, а в следующем году - на остальных. Но уже в 1988 г. Закон забуксовал, а в следующем году потерпел фиаско.

Главная причина заключалась в том, что, провозгласив «введение рыночного социализма», М.С. Горбачев на практике не дал ему никаких шансов на успех. В стране не было условий, которые позволяли предприятиям уверенно пускаться в «свободное рыночное плавание». Не существовало посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, банков, которые бы позволили наладить механизм закупки сырья и сбыта продукции, кредитов и инвестиций. При таких условиях большинство руководителей старалась не рисковать, а получить максимальное госзаказа, которое гарантировало централизованное снабжение и сбыт готовой продукции.

Выборность директоров зачастую приводила к выдвижению не лучших профессионалов, а популистов. Многие предприятия воспользовались возможностью увеличить зарплату работникам и одновременно поднимали цены на свои изделия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. Не всегда повышали уровень управления и советы трудовых коллективов, дублируя функции профсоюзов и администрации. В 1988 г. более 30% предприятий были убыточными, 25% получали минимальную прибыль, и при переходе на самофинансирование и потере государственной поддержки рисковали збанкрутитися и вызвать всплеск безработицы. К такому повороту событий общество еще не было готово.

Несмотря на то, что реальных сдвигов в государственном секторе не произошло, важным следствием реформ, начавшихся стало формирование негосударственного сектора в экономике. В ноябре 1986 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который позволял развивать кооперативы в трех сферах: услуг, общественного питания и торговли, в которых государство было в состоянии удовлетворить растущий спрос населения. В мае 1988 г. был утвержден закон «О кооперации в СССР», который давал широкие возможности для использования кооперативного сектора в различных отраслях экономики. К весне 1991 г. более 7 млн ??человек уже занимались частной практикой в ??30 видах производства товаров и услуг кооперативного сектора, еще 1 млн - индивидуальной трудовой деятельностью.

Правда, это привело не только к вхождению в рынок тысяч новых предпринимателей, но и к легализации «теневой экономики» и ее капиталов, накопленных различными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников. По самым приблизительным оценкам частный сектор, который зародился, начал «отмывать» до 90 млрд руб. в год.