Курс на разрядку международной напряженности СССР и его срыв

Курс на разрядку международной напряженности СССР и его срыв. Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начался период разрядки напряженности , многие воспринимали как признак окончания «холодной» войны. Главной причиной существенного улучшения взаимоотношений между враждующими системами стало достижение Советским Союзом цене колоссального напряжения сил и огромных затрат материальных ресурсов военно-стратегического паритета с США. Возможная война - как ядерная, так и обычная - теперь воспринималась конфликтующими лагерями как мировая катастрофа.

Первой «ласточкой» будущей разрядки стал визит в СССР летом 1966 г. президента Франции Шарля де Голля. В 1969 г., когда на выборах в бундестаг ФРГ победила коалиция Социал-демократической партии и Свободной демократической партий, появилась надежда на окончательное решение многих послевоенных проблем. Новое немецкое правительство во главе с федеральным канцлером Вилли Брандтом признал территориальные и политические реальности, сложившиеся в Европе после Второй мировой войны. В августе 1970 г. В. Брандт подписал в Москве соглашение между ФРГ и СССР, по которому обе стороны обязались строго соблюдать территориальной целостности всех государств в Европе в их послевоенных границах. Эти же принципы были зафиксированы в соглашении между ФРГ и Польшей в 1970 г., по которому ФРГ признавала границу с Польшей по рекам Одер-Нейсе. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР. Они обязались уважать территориальную целостность и суверенитет друг друга, после чего оба немецких государства были приняты в ООН. В декабре 1973 г. был закреплен принцип нерушимости границ в договоре между ФРГ и Чехословакией.

Оздоровлению международной обстановки способствовало и урегулирование проблем, связанных с Западным Берлином. 3 сентября 1971 был подписан четырехсторонний договор (США, СССР, Великобритания, Франция) по Западному Берлину, согласно которому западные секторы Берлина не признавались частью ФРГ. Тем самым ликвидировано опасный очаг напряженности в центре Европы.

Разрядка напряженности была во многом связана и с потеплением отношений между СССР и США. В начале 1970-х гг руководство США во главе с президентом Ричардом Никсоном заявило о желании перейти от «эры конфронтации» до «эры переговоров». Был принят курс на активизацию советско-американских экономических и научно-технических контактов. В мае 1972 г. впервые в истории советско-американских отношений президент США Р. Никсон находился в СССР с официальным визитом. Во время визита были подписаны: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), соглашение об ограничении стратегического наступательного вооружения (СНВ-1), документ об основах взаимоотношений между СССР и США (как основа был назван принцип мирного сосуществования), соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

В июне 1973 г. в США с визитом находился Л.И. Брежнев. Основным документом по результатам его визита стало соглашение о предотвращении ядерной войны. В июне-июле 1974 г. состоялся второй визит Р. Никсона в СССР, во время которого был подписан договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. Налаживание плодотворного сотрудничества между двумя сверхдержавами сделало возможным в июле 1975 г. совместный полет космических кораблей СССР и США - «Союза» и «Апполона».

Эти важные сдвиги в сторону дальнейшего развития взаимоотношений и сотрудничества между ведущими странами мира позволили реализовать идею о созыве общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству. Идея о такой совещание возникла еще в 1966 г., но реализована была только в 1975 г. 30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки проходил третий этап этой Конференции, где собрались лидеры 33 европейских государств, а также США и Канады. Основным документом стал Заключительный акт Совещания, в котором были зафиксированы коллективные договоренности по проблемам безопасности и сотрудничества. Центральной частью этого документа была Декларация принципов, которыми государства-участники должны руководствоваться во взаимных отношениях. Такими принципами были признаны: суверенное равенство; неприменения силы или угрозы силой; нерушимость границ; мирное урегулирование всех спорных вопросов, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. Основное значение Совещания (СБСЕ) состояла в том, что она подвела политические итоги Второй мировой войны, открыла новые возможности для решения центрального задачи того периода - укрепление мира и безопасности народов.

Впрочем, в это время шла гонка вооружений. Летом 1979 г. Л.И. Брежнев и президент США Дж. Картер подписали соглашение об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), которая ограничивала у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов числом 2400. Однако в американском Конгрессе сложилась оппозиция этой сделке, а после введения в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан Дж. Картер снял соглашение обсуждения в Конгрессе.

Обе великие державы модернизировали ракетное оружие. 12 декабря 1979 на сессии НАТО было принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия («Першинг II») и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за считанные минуты. В 1983-1984 гг новые ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании, Италии. В свою очередь, СССР по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах в 1984 г. вместо устаревших ядерных ракет РСД-4 и РСД-5 новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20, которые на Западе называли СС-20.

После избрания президентом США в 1980 г. Рональда Рейгана отношения между сверхдержавами перешли в стадию, которая получила название «второй холодной войны». Р. Рейган видел «руку Москвы» почти по всем конфликтами в мире и говорил о Советском Союзе как о «империю зла». Он поддержал начатую Дж. Картером широкомасштабную идеологическую кампанию борьбы против СССР и стран социализма, обвиняя их в нарушении прав человека. Вашингтон начал разработку программы «звездных войн», т.е. программы размещения оружия в космосе. Идеологическим обоснованием подобных действий стала доктрина «ограниченной ядерной войны», которая предусматривала задачи первого удара по пусковым установкам ракет и органах управления потенциального противника.

Советский Союз в свою очередь всеми доступными методами, вплоть до применения силы, пытался защищать интересы социализма в мире. Обе стороны оказались неспособными оценить международную ситуацию и приспособиться к новым условиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и целостностью судьбы всего мира.