Деградация сельского хозяйства СССР

Деградация сельского хозяйства СССР. В 1978 г. новым секретарем ЦК по вопросам развития сельского хозяйства стал Н.С. Горбачев. Под его руководством в 1982 г. был разработан очередной проект оздоровления аграрной сферы под названием «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г.»

Программа базировалась на идее агропромышленной интеграции, то есть на установлении производственных связей между колхозами, совхозами, предприятиями пищевой промышленности, торговыми, строительными и транспортными организациями. Все производство продуктов сведены в единый хозяйственный агропромышленный комплекс (АПК). На региональном уровне в АПК объединены все предприятия, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, с производством удобрений, сельхозтехники и т.д.. Высшей инстанцией стал Агропром СССР, который объединил функции пяти союзных министерств.

Однако агропромышленная интеграция не дала желаемых результатов. В XI-й пятилетке (1981-1985 гг) удалось обеспечить некоторый рост сельскохозяйственного производства, но за счет дополнительных бюджетных расходов. Продуктов на «душу населения» не становилось больше. Страна была вынуждена увеличивать импорт продовольствия. Главной причиной низкой эффективности общественного сельского хозяйства, его стагнации в 1970-х - начале 1980-х гг стало ущемление экономических интересов крестьянства, отчуждение его от результатов труда.

Несмотря на неоднократные попытки преодолеть Антикрестьянский характер аграрной политики, сделать этого не удалось. Сохранялся механизм, посредством которого государство беспрепятственно изымала из аграрной сферы необходимые ей средства. Если раньше она действовала откровенно внеэкономическими методами, то в 1970-е гг «ограбления» хозяйств происходило на фоне увеличения капиталовложений, кредитов, техники.

Изъятие средств из колхозов и совхозов происходило за счет резкого подорожания всех средств промышленного производства, потреблялись в сельском хозяйстве. Цены на средства производства и другие виды промышленной продукции для сельского хозяйства поднялись за 1965-1985 гг в 2-5 раз, а закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, которая казалась государстве, примерно в 2 раза. Монопольное право промышленных предприятий самостоятельно устанавливать стоимость продукции привело к неконтролируемому росту цен на технику, удобрения, комбикорма и другие виды продукции.

Поднимая цены, государственные предприятия компенсировали свои затраты за счет колхозов и совхозов. Монополизм и диктат производителя средств производства для села не только распахивал колхозы и совхозы, но одновременно консервировал отсталость и архаизм в этом производстве, потому что ослаблял необходимости в проведении новых прогрессивных технологий, стремлении бороться за потребителя. В принудительном порядке крестьянина обязывали покупать низкокачественную технику, ремонтировать ее в государственных мастерских, где нередко капитальный ремонт стоил дороже новую машину. Огромные расходы были связаны у колхозов и совхозов с оплатой услуг таких государственных организаций, как Сельхозтехника, Сельхозхимия подобное.

Все эти факторы привели к дестабилизации экономического положения в колхозах и совхозах, что особенно ощутимо проявилось во второй половине 1970-х гг Темпы производства сельхозпродукции в стране резко упали. Совокупная рентабельность (отношение прибыли к себестоимости реализованной продукции) в колхозах уменьшилась с 34% в 1970 г. до минус 0,4% в 1980 г., в совхозах - соответственно с 22 до минус 1,0%. Производство всех видов животноводческой продукции, кроме яиц, был для хозяйств убыточно. Если в 1970 г. колхозы получили в целом по стране 8,1 млрд. руб. прибыли, то в 1980 г. - 0,2 млрд. руб. убытков. В конце 1970-х гг тысячи колхозов и совхозов перешли к группе экономически слабых, убыточных хозяйств.

В XI пятилетке (1981-1985 гг) производство всех основных видов сельскохозяйственной продукции стало значительно дороже, чем в Х-й (1976 - 1980 гг) В этих условиях подрывалось чувство хозяина. Крестьянин осознавал, что сколько бы он ни работал, пытаясь вывести производство из пропасти, положение практически не меняется, потому что главные причины находятся вне хозяйством и кроются в экономических условиях производства и реализации продукции, в системе управления, а точнее - командование его работой.

Создавалось порочный круг: экономическая политика государства не учитывала в должной мере интересы крестьянина, а последний все меньше придерживался государственного интереса. На этом основании рождалось иждивенчество, желание побольше взять у государства без стремления вернуть назад. Люди уже не работали в полную силу, многие отходил от общественного труда, занимаясь личным подсобным хозяйством. Обычным явлением стали кражи общественного имущества, широко распространилось пьянство, которое наносило не только экономическую, но и моральный ущерб.

Сохранение приоритета промышленности в ущерб сельхозпредприятиям распахивало не только последних, но и страну, вынужденную во все больших размерах закупать продовольствие за рубежом. За 1970-1987 гг импортная закупка мяса и мясопродуктов выросла в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,8, зерна - в 13,8, сахара - в 6,9, масла - в 183 , 2 раза.

Дефицит сильcькогосподарськои продукции усиливался ее огромными потерями на всем пути от поля до потребителя. Недостаток транспортных средств, элеваторов, тары, перерабатывающих предприятий, плохие дороги - все эти факторы приводили к неоправданным потерям уже произведенной продукции. Потери зерна составляли 20%, картофеля - 40%, овощей - 1/3 произведенного.

Негативное влияние на развитие сельского хозяйства производила и действующая в течение длительного времени государственная система заготовки сельскохозяйственной продукции. Колхозам и совхозам сверху устанавливались планы производства и заготовки продукции, часто без учета их реальных возможностей. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) принял решение установить твердые планы закупки сельхозпродукции, но на практике эти решения постоянно нарушались. На твердые планы закупки «навешивались» всевозможные дополнительные задачи, особенно для успешных хозяйств. Важной причиной низкой эффективности сельского хозяйства было существование командно-приказной системы руководства этой отраслью.

Вопреки неоднократным решениям о расширении хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов, на практике их деятельность строго регламентировалась. Мелочная опека и администрирования, шаблонные агрономические рекомендации в масштабах всей страны, которые не учитывали различные природно-климатические особенности, сдерживали хозяйственную инициативу людей, снижали их ответственность за конечные результаты развития производства, подменяли конкретную организаторскую работу чисто канцелярской. Итак, формировалась глубокий кризис сельскохозяйственного производства, поскольку рабочий оказался отстраненным от решения хозяйственных дел.