Реформа планирования и экономического стимулирования СССР

Реформа планирования и экономического стимулирования СССР. Поворот к новым методам хозяйствования в промышленности определила экономическая реформа, разработанная сентябрьским (1965 г.) пленумом ЦК КПСС. В основном докладе председателя правительства А.Н. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствования планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий» речь шла прежде всего об изменении системы управления промышленностью и строительством. От территориальной системы управления через совнархозы, введенной в 1957 г., предлагалось вернуться к системе управления через отраслевые министерства. Призывая вернуться к отраслевому принципу управления, О.М. Косыгин отмечал, что речь идет о сочетании централизации руководства с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий.

С целью реализации этой идеи новая реформа предусматривала существенные изменения в системе планирования. Прежде менялся главный критерий оценки работы промышленного предприятия. Главным показателем работы предприятия теперь был объем реализованной продукции, а не валовой, как раньше. Таким образом, производитель был заинтересован в выпуске продукции, которая пользуется спросом потребителей. Обобщающим показателем хозяйственной деятельности теперь стал объем прибыли. Было сокращено количество плановых показателей, которые спускались сверху: с 30 до 9. Остальные показателей предприятиям разрешалось формировать самостоятельно.

О мерах экономического стимулирования предприятий, то теперь за счет отчислений от прибыли они имели право формировать поощрительные фонды: фонд материального поощрения, фонд самофинансирования производства и фонд социально-культурного и бытового развития. За средства последнего разрешалось строить жилье, пансионаты, детские сады и т.п.. Так, благосостояние работников напрямую зависел от эффективности работы предприятия.

В октябре 1965 г. высшее руководство страны во главе с Л.И. Брежневым вынуждено было согласиться на введение «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», в котором были зафиксированы новые права предприятий.

Под знаком реформ прошла вся восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) Промышленность переходила на новые условия хозяйствования постепенно. В 1966 г. на хозрасчет перешли лишь 43 завода в двадцати городах страны. В следующем году по новой системе работало уже 7 тысяч предприятий, которые давали 40% всей промышленной продукции страны. К концу пятилетки переход промышленности на новую систему хозяйствования был завершен. Однако одновременно конце восьмой пятилетки проявились все признаки сворачивания реформы. Командная экономика сумела нейтрализовать реформы как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, которые предусматривали
расширение демократии и самостоятельности трудовых коллективов. На практике блокировалось введение «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии» 1965 г.

Экономическая реформа 1965 г. стала попыткой внедрить в народном хозяйстве элементы хозрасчета, расширить сферу действия товарно-денежных отношений и рыночных регуляторов, поставить заработки в прямую связь с конечными результатами труда. Однако эта реформа была непоследовательной и некомплексно. Она предусматривала лишь частичные изменения, при которых товарные, хозрасчетные механизмы должны как-то сочетаться с сохранением в экономике административных принципов приказа, централизованного снабжения и ценообразования. Одновременно с провозглашением хозяйственной самостоятельности предприятий реформа сохраняла министерства, ведомства с их верховной экономической и административной властью над предприятиями.

Попытки использовать хозрасчетные и товарно-денежные механизмы, не ослабляя административного диктата центральных ведомств, оказались неудачными. Реформа 1965 г. стала лишь суммой организационно-технических мероприятий, не связанных с реформой политической системы, с реальным, а не мнимым расширением и развитием демократических институтов. В итоге она не дала желаемых результатов. Предприятия не получили обещанных прав, самофинансирование не стало реальностью. Вскоре был восстановлен приоритет валовых показателей. Как и раньше, обычным делом было корректировки годовых, квартальных и месячных заданий в сторону снижения.

Не оправдала надежд и абсолютизация прибыли как обобщающего экономического показателя. Ведь получить его можно было двумя путями: либо за счет снижения себестоимости продукции, либо с помощью искусственного повышения цен и выпуска менее качественной продукции. И министерства, и предприятия оказались заинтересованными во втором варианте. Началось ползучее рост оптовых цен, в экономический механизм внедрялась инфляция.

Несмотря на свою ограниченность, реформа планирования и экономического стимулирования дала и некоторый экономический эффект. За годы восьмой пятилетки объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. Но в конце 1960-х, когда реформа была сведена на нет, поползли вниз и плановые показатели.