Преобразования в аграрном секторе экономики СССР

Преобразования в аграрном секторе экономики СССР. Неудачи в развитии экономики предыдущих лет вызвали в обществе сомнения относительно эффективности административных методов управления. Поиски оптимальной модели планирования были начаты советскими учеными еще в хрущевские времена, в конце 1950-х гг Результаты этих поисков были обнародованы 9 сентября 1962 в статье известного в то время советского экономиста Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия», опубликованной в центральном печатном органе КПСС - газете «Правда».

Главная идея дискуссионной статьи заключалась в необходимости перехода к экономическим методам управления, к оживлению товарно-денежных отношений. После отставки Н.С. Хрущева был разработан новый экономический курс, который означал выход на новую систему управления народным хозяйством. Эти новые подходы нашли отражение в 105 решениях мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС. Система мер середины 1960-х гг, направленная на совершенствование системы и принципов управления экономикой, была самой значительной за весь послевоенный период попыткой перестройки народного хозяйства страны в соответствии с требованиями времени. В отличие от предыдущих попыток, решение второй половины 1960-х годов затронули сразу несколько отраслей - промышленность, сельское хозяйство, строительство.

Первая попытка разработать эффективную аграрную политику была сделана на мартовском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС. Его решения были отражены в системе общегосударственных мероприятий, направленных на подъем экономики колхозов и совхозов.

Согласно решениям пленума закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были повышены в 1,5 - 2 раза. Годовые планы, которые обычно корректировались, были заменены 10-летним планом госзакупках, запрещалось корректировать. За сверхплановую продажу продукции предназначалась 50% надбавка к закупочной цене. Количество отчетных показателей, которые устанавливались для хозяйств сверху, была существенно уменьшена. В рамках государственных задач хозяйствам оказывалась полная самостоятельность в планировании производства. Произошло резкое увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, укрепилась материально-техническая база колхозов и совхозов. Огромные средства были вложены в мелиорацию и химизацию земли. Возросла социальная защищенность крестьянства. С мая 1966 г. была отменена система оплаты труда колхозников по трудодням, в колхозах была введена гарантированная ежемесячная оплата труда деньгами по тарифным ставкам соответствующих категорий работников совхозов. Некоторые сдвиги произошли и в культурно-бытовом обустройстве села, жилищном строительстве.

Все эти меры способствовали оживлению хозяйственной деятельности советского села. Уже в 1965 г. колхозы и совхозы получили за сданную продукцию на 15% больше, чем в предыдущем. За восьмую пятилетку (1966-1970 гг) валовая продукция в сельском хозяйстве выросла на 21%.

Однако при проведении этой реформы власть опиралась, как и раньше, на административные рычаги. В руководстве аграрным сектором главную роль играло Министерство сельского хозяйства. Огромные средства, которые вкладывались в аграрную сферу (за 1965-1985 гг капиталовложения в сельское хозяйство составили 670 400 000 000 руб.), Использовались крайне неэффективно. Часть их была потрачена на строительство гигантских комплексов, закупку дорогостоящей техники, непродуманной мелиорации и химизации.

Результаты дальнейшего развития сельского хозяйства были такие. В IХ-й пятилетке прирост валовой продукции в сельском хозяйстве составил 13%, в Х-й - 9%, в ХI-й - 6%. Все попытки преодолеть застойные явления в аграрном производстве, заметных результатов не дали, ситуация в сельском хозяйстве приобретала кризисных форм.