Отношения СССР со странами Запада

Отношения со странами ЗападаПериод от падения Хрущева к приходу М. Горбачева публицисты назвали "застойными" десятилетиями. И правда, политические процессы, казалось бы, прекратились. Пятилетки проходили одна за другой без событий, которые могли бы отложиться в памяти.

Теперь в поколение бывших советских людей, которое вошло в жизнь в те "застойные десятилетия", остались достаточно ностальгические воспоминания как о стабильных и благополучных сутках. В действительности, однако, под поверхностью внешне спокойной жизни тогда происходили бурные и стремительные процессы расписания общественно-экономического строя, построенного в 30-ые гг. за чертежами программы РКП(б) в 1919 г. Советский строй постепенно парализовался системным кризисом, который охватывал все сферы и этажи повседневной жизни.

Реформы М. Хрущева в определенной степени способствовали модернизации советского общества. Однако они не коснулись ни политического режима, суть которого не изменилась от 1917 г., ни фундамента, на котором основывался этот режим, - командной, изолированной от мирового рынка экономики. Новые вожди не намеревались теоретически осмыслить свою генеральную линию и приспособить ее к миру, который стремительно изменялся. Они не были способны адекватно ответить на вызовы истории. Эти люди превыше всего ценили мобилизационный потенциал командной экономики и использовали ресурсы Советского Союза на цели, продиктованные идеологией.

Внешнеполитическая линия компартийно-советского руководства была направлена на достижение трех основных целей : во-первых, нормализовать отношения со странами Запада; во-вторых, устранить угрозу распада "социалистического лагеря" в Европе; в-третьих, активно поддерживать движения "социалистической ориентации" во всем мире.

Нормализация отношений со странами НАТО была необходимой хотя бы потому, что альтернативы мирному сосуществованию двух сверхдержав не существовало. После карибского кризиса между Москвой и Вашингтоном была установлена "горячая линия" связи с целью предупредить возможные недоразумения и не довести перерастания "холодной войны" в прямые вооруженные конфликты. Гонка вооружений привела к тому, который накоплен для уничтожения противника потенциал многократно превышал реально необходимый. Возможность для обеих сторон десятикратного уничтожения всего живого на планете превращала в абсурд саму идею войны между США и СССР, НАТО и Варшавским блоком.

Кроме того, экономика СССР чем дальше, тем больше не могла обходиться без мирового рынка, который контролировался странами Запада, а точнее - был способом их существования. Чтобы превратить свои неисчерпаемые естественные богатства в валютные поступления, без которых было невозможно поддерживать жизнедеятельность собственного населения и осуществлять наступательную политику во всем мире, становилось остро необходимым посредничество глобального рынка.

Наконец, нормализация отношений со странами НАТО становилась необходимой в результате сужения к европейским рамкам построенного Сталиным "социалистического лагеря" и превращения "братского" Китая на серьезного противника. Советско-китайские противоречия, которые возникли во время М. Хрущева, на поверхности имели идеологический характер, но в действительности отражали стремление китайских коммунистов к лидерству в Азии. Правда, "культурная революция", которая началась в Китае с 1966 г., надолго исключила эту большую страну из системы международных отношений.

Нормализация отношений со странами Запада началась с Франции, которую генерал Ш. де Голль вывел в марте в 1966 г. из военной организации НАТО. Линия на разрядку напряженности между Востоком и Западом продлилась новой "остполитикой" федерального канцлера Вилли Брандта. Последний заключил договоры из СССР (август в 1970 г.) и с Польшей (декабрь в 1970 г.), в каких ФРГ признавала послевоенные границы в Европе, в том числе граница между Польшей и НИР по Одеру-Нейсе. Этот радикальный шаг немецкого канцлера сделал возможным заключение соглашения четырех больших государств по Западному Берлину, которая подтверждала статус-кво (в том числе наличие Берлинской стены) и гарантировала свободный доступ в Западный Берлин. ФРГ и НИР установили между собой дипломатические отношения. Для стран РЕВ открылся динамический немецкий рынок, который гарантировал доступ к прогрессивным западным технологиям.

После принятия Конгрессом США так зв. "Тонкинскои резолюции", которая санкционировала развертывание прямых военных действий в Вьетнаме (август в 1964 г.) советско-американские отношения начали определяться прежде всего вьетнамским фактором. В марте в 1965 г. Л. Брежнев объявил, что его страна, отстаивая принципы социалистического интернационализма, готовая удовлетворить обращения советских людей, которые стремятся участвовать в борьбе вьетнамского народа за свободу и независимость. Однако к этому оказались неготовыми коммунистические руководители Северного Вьетнама. Министр обороны ДРВ Во Нгуен Зиап дал понять Кремлю, что они требуют военной техники, но не заинтересованы в советских военных специалистах.

В июле в 1971 г. международное положение испытало резкие изменения: в Пекине и Вашингтоне было объявлено о запланированном на начало в следующем году визит американского президента в Китай. Курс на сближение Китая и США вызывал тревогу в Москве. Немного раньше, в марте в 1969 г. во время жестоких столкновений на советско-китайской границе погибло около тысячи лиц. Китай превратился после прекращения "культурной революции" на серьезного противника. Его контакты из США угрожали Советскому Союзу глобальной изоляцией.

При этих условиях советское руководство вынуждено было налаживать взаимодействие с американцами на главных направлениях противостояния. Во время визита президента Р. Никсона в Москву в мае в 1972 г. была основанная политика "разрядки". Поскольку СССР догнал США за количеством поставленных на боевое дежурство межконтинентальных ракет, стали возможными переговоры о синхронном сокращении вооружений. 26 мая СССР и США заключили временный (на пять лет) договор о предельном количестве межконтинентальных ракет и ракет на вооружении подводных лодок.

В период между визитом Р. Никсона в Москву и визитом Л. Брежнева в Вашингтон (июнь в 1973 г.) были подписаны больше два десятка соглашений о сотрудничестве двух стран в разных сферах - относительно защиты окружающей среды, использования ядерной энергии в мирных целях, общей космической программы и тому подобное. Резко увеличились объемы советско-американской торговли.

Пиком политики "разрядки" стало подписание в августе в 1975 г. руководителями европейских стран, США и Канады в Гельсинки Заключительного акта Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Советский Союз достиг цели, которой добивался от завершения Второй мировой войны, : Запад признал территориальный и политический порядок, установленный в Восточной Европе. Брежнев и другие руководители СССР рассчитывали на то, что признание советизации Восточной Европы обеспечит им навсегда контроль над этим регионом. Руководители западных стран соглашались признать то, что уже было реальностью на протяжении десятков лет.

В обмен на это признание страны Запада добились согласия советского руководства на включение в Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе статей о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Конкретные формы реализации этих свобод не устанавливались. Только потому советская сторона согласилась с ними. Но принципиальное признание свобод тоталитарным государством не могло не отразиться на ее общественно-политической жизни. В Советском Союзе возникло правозащитное движение.

Политика "разрядки" была уничтожена советской авантюрой в Афганистане. 29 декабря в 1979 г. советские спецподразделения захватили дворец афганского правителя и поставили во главе страны марионеточную фигуру. Советская 40-я армия вошла в страну и оккупировала города. Началась война с партизанами-моджахедами. Сначала она была успешной, потому что противник не имел современного вооружения. Очень скоро, однако, арабские страны профинансировали, а США поставили моджахедам современное оружие. Советский Союз, подобно американцам в Вьетнаме, стал испытывать поражение за поражением.

"Афганцы", то есть сотни тысяч советских военнослужащих, которые прошли через войну в Афганистане, достали ужасный жизненный опыт и стали для общества серьезной социальной проблемой. Среди них было около 150 тыс. уроженцев Украины. В этой войне погибло 14 453 советских граждан, в том числе до 2,5 тыс. - из Украины. Свыше 100 тыс. лиц вернулось больными гепатитом.

Авантюристская политика осуществлялась советским руководством и в странах Африки. Стоило какому-либо африканскому правителю заявить о своем расположении к социалистическим идеям, как он добывал моральную и материальную поддержку Кремля. Политика советских вождей в Африке не отмечалась последовательностью. Сначала они оказывали помощь вооружением и военными специалистами Сомали, а потом - враждующему с этой страной режима в соседней Эфиопии.